Может показаться, что главная героиня ленты «Зина-Зинуля» (1986) — порхающая по жизни девушка, беспечная и кокетливая, у которой нет никаких забот. В реальности же
Зина — девушка с железным характером, не смирившаяся с несправедливостью, пошедшая наперекор системе и заставившая окружающих прислушаться к себе.
Кстати, режиссёр Павел Чухрай умышленно взял на роль актрису более взрослую, чем это предполагал сценарий, поэтому получилась история не о юношеском максимализме, а о продуманном шаге взрослого человека.
Сценарий написал Александр Гельман, драматург хорошо известный и плодовитый, используя собственную же новую пьесу «Зинуля». Гельман вообще отдавал предпочтение социально-производственной тематике, и новая пьеса была в том же русле. Кстати,
вполне можно считать фильм «Зина-Зинуля» последним советским фильмом Александра Гельмана,
следующие картины по его сценариям выходили уже в России, но успех им, в отличие от советских экранизаций, не сопутствовал.
Постановкой занялся молодой режиссёр, сын именитого режиссёра Григория Чухрая Павел. Дебютировал в большом кино он не слишком удачно, первую его полнометражную работу «Ты иногда вспоминай» (1978) критики разнесли, несмотря на участие в ней Николая Крючкова. Но молодого амбициозного кинематографиста это не остановило, он продолжил снимать, и постепенно начал добиваться признания.
«Зина-Зинуля» — это пятая самостоятельная игровая лента Павла Чухрая, и в ней он уже проявил собственный почерк.
В центре сюжета — та самая Зина, Зина Коптяева, диспетчер бетонного завода, распределяющая машины с бетоном по адресам. Зина — дама принципиальная, которая ен просто замечает недоработки и огрех коллег, но и активно с ними борется. Один из пострадавших из-за её характера, водитель Петренко, решил Зине отомстить. Как-то она написала на Петренко докладную, из-за которой он лишился долгожданных «Жигулей», очередь на которые уже подходила.. И теперь
Петренко обвинил Зину, что она отправила его не к тому получателю бетона, к которому следовало. После нескольких часов поездки бетон пришёл в негодность.
Петренко публично обвиняет Зину в невнимательности, и начальник СМУ, поверив водителю, а не Зине, всё отрицающей, отстраняет её от работы. Зина всё же добивается от Петренко признания, что он умышленно её поставил, но шофёр признаётся ей лично, а рассказывать суть при коллегах и начальнике категорически отказывается и даже угрожает Зине. Тогда
девушка усаживается не пенёк в лесу и заявляет, что не встанет, пока Петренко не признается в коварстве, начальник СМУ не вернёт её на место и пока оба не принесут ей свои извинения.
Согнать с пенька Зину пытаюся и сам Петренко, и подруги, и её любовник (оказавшийся всё ещё женатым), но безуспешно.
В конце концов к героине приезжает начальник СМУ, и там, в лесу, всё же разбирается с этой сидячей забастовкой, пусть и частично.
По замыслу Александра Гельмана Зине было 19 лет. Но у Павла Чухрая было иное видение героини, поэтому он на главную роль утвердил Евгению Глушенко, которая была почти в два раза старше сценарной Зины: актрисе уже исполнилось 34. И перед зрителями предстала героиня зрелая, для которой неординарный поступок — не сиюминутный каприз, не вздорность, а осмысленное, твёрдое решение, которого она придерживается до конца.
Многие критики позже назвали роль Зины Коптяевой одной из лучших в карьере Евгении Глушенко, их поддержали и читатели журнала «Советский экран», назвавшие актрису лучшей актрисой 1986 года.
Роль водителя Петренко получил Виктор Павлов, в роли начальника СМУ — Владимир Гостюхин, в те времена снимашийся безостановочно.
Роли подруг Зины получили Елена Майорова, Татьяна Агафонова и Светлана Тормахова,
а роль её любовника Фёдора — Александр Збруев, который, судя по внешности, метался между этой съёмочной площадкой и работой в драме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1987).
В небольших ролях Ольга Науменко, Людмила Давыдова, Нина Агапова, Валентина Ананьина, Евгений Шутов, Александр Пятков, Даниил Нетребин.
Несмотря на то, что «Зина-Зинуля» не вписывалась в общую тенденцию перестроечного кино, да и финал, строго говоря, однозначным не назовёшь, ленту встретили хорошо. Не была такой уж успешной и её прокатная судьба (в кинотеатры пришло чуть больше пяти миллионов зрителей), однако фильм запомнился. И не в последнюю очередь тем, что к финалу героям, в том числе и самой Зине, открылось куда больше сложных проблем, чем виделось в начале.
Последнии минуты картины — это в каком-то смысле завязка новой истории, в которую только предстоит погрузиться руководству бетонного завода и его работникам благодаря Зине, которая их на этот путь толкнула.
А вы помните драму «Зина-Зинуля»? Считаете эту роль Евгении Глушенко сильной? И заметили ли вы в небольшом эпизоде начинающую актрису Ирину Чериченко, ту самую несгибаемую Искру Полякову из фильма «Завтра было война» (1987)?