В начале 1990-х годов у многих представителей богемы сорвало крышу от вседозволенности, и на недавних граждан СССР с экранов полились самые настоящие помои.
На этом фоне я бы хотел отметить фильм Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» который, казалось бы, по целому ряду признаков можно отнести к тем самым помоям.
Здесь есть и преклонение перед Америкой, и доморощенные мафиози, и новые русские, и туповатые работники правоохранительной системы, и простые бытовые алкоголики, и много чего еще, характерного для тех лет.
Все это замешано в совершенно безумный коктейль, густо приправленный скабрезными шутками (зачастую довольно низкого пошиба).
Мне доводилось даже слышать мнение: «Как мог автор такого доброго и сердечного фильма, как «Любовь и голуби, снять такую «пошлость» как «Ширли-Мырли»?
Для ответа на этот вопрос необходимо сначала отметить некоторые несомненные удачи «Ширли-Мырли».
На мой взгляд, главным козырем этого фильма является актриса Инна Чурикова, которая благодаря своему таланту и внутренней интеллигентности придала комическому образу Прасковьи Кроликовой еще и глубокий трагический смысл.
Уж кого, а эту несчастную неприкаянную женщину с ее коронной фразой «Простите меня, дуру грешную!» назвать вульгарной или пошлой язык никак не повернется.
Кроме того, несмотря на некоторые перегибы, в «Ширли-Мырли» есть и прекрасные режиссерские находки.
Например, в сцене, в которой Прасковья Кроликова, невеста Шниперсона и жена посла США танцуют на свадебном столе и поют «Ах, шарабан мой, американка» мы видим самый настоящий задорный бурлеск:
Отдельно я бы отметил эпизод, в котором разлученные после рождения братья близнецы находят общий язык во время исполнения песни «Прощайте скалистые горы»:
В этот момент осознаешь, что помимо беснующегося вокруг балагана существуют (или еще остались) и какие-то подлинные ценности.
А теперь вернемся к ответу на вопрос: как мог легендарный Владимир Меньшов «такое» снять?
Думаю, что с учетом сказанного выше понятно, что фильм «Ширли-Мырли» не просто банальная «чернуха», а довольно едкая сатира на Российское общество тех лет, которая содержит в себе множество не самых очевидных на первый взгляд смыслов.
Если же воспринимать этот фильм как исторический артефакт ушедшей эпохи, то становятся вполне понятны и те самые, спорные в наши дни шутки.
Сатира же должна не только веселить, но и обличать. С чем фильм «Ширли-Мырли» вполне успешно справляется.