Фильм, судьба которого не сложилась из-за бойкота Олимпиады-80

«Путь к медалям» (1981) — это не просто спортивная драма, а серьёзный международный проект. Ленту создавали в сотрудничестве с Японией, а рассказала она о женском волейболе, вошедшем в программу Олимпийских игр в 1964 году.

Тогда, на токийской Олимпиаде золото завоевала женская сборная Японии, а СССР получил серебро.

На двух следующих Олимпиадах (Мехико-68 и Мюнхен-72) первенство было за советскими волейболистками, японки довольствовались серебром.

В 1976 году в Монреале Япония снова стала лидером, оттеснив СССР на второе место. Таким образом,

формальный счёт стал 2:2 и московская Олимпиада-80 должна была стать решающей. К ней-то и делали драму.

Японские кинематографисты подключились к работе ещё на этапе разработки. Сценарий писался представителями двух стран: Японию представлял Хиро Мацуда, СССР — Анатолий Степанов и Юрий Лакербай.

Оба уже много лет писали и имели опыт в создании сценариев. Анатолий Степанов давно работал редактором на киностудии «Мосфильм» и прекрасно знал «кухню» съёмок.

А вот Юрий Лакербай был отлично знаком с закулисьем спорта — он был фехтовальщиком, участвовал в чемпионатах и первенствах.

По решению Госкино оба побывали в командировке в Японии

и поработали с коллегой Хиро Мацудой.

Снимать фильм поручили Никите Орлову, тоже одно время бывшему редактором «Мосфильма».

Орлов работал и как режиссёр-как документалист, но в игровом кино у него опыта почти не было. Кстати, «Путь к медалям» делали в новом, только что организованном творческом объединении «Мосфильма», которое получило незамысловатое название «Олимпиада-80» и готовило экранную продукции, посвящённую играм.

Возглавил объединение знаменитый режиссёр Юрий Озеров.

В фильме две главные героини: японка Мэгуми и студентка Татьяна. Обе играют в волейбол и обе со временем становятся игроками национальных сборных.

Покладистая, по-самурайски спокойная (хотя и этому спокойствию, как потом выяснится, есть предел) Мэгуми, потерявшая отца, а потом и мать, готова безропотно выдерживать испытания.

Строптивая Татьяна не прочь проявить характер и поскандалить, она любит поспорить и даже на спор обольщает красавца-певца Михаила Сергеевича Б.

И угадайте, кто играет окружённого поклонниками, но в душе одинокого героя?

Конечно же, это Михаил Боярский (по фильму — Бартенев).

Что касается исполнительниц центральных ролей, то их получили японка Мэгуми Мики и советская актриса Татьяна Васильева, которая в будущем будет известна как Ташкова.

Режиссёр Никита Орлов искал артистку спортивную, которая сможет показать достоверную игру.

И тут ему повезло: Татьяна с детства увлекалась спортом и даже планировала связать с ним жизнь. Но в итоге выбрала актёрство, хотя спорт всё равно в её жизни остался.

На предыдущих съёмках Татьяна осваивала лыжи, в том числе горные, а работая в картине «Путь к медалям» она серьёзно занималась волейболом.

Мало того, она даже выступила за советскую сборную! Дело в том, что один из эпизодов снимался прямо во время матча между советской и японской командами. Когда команда СССР вела с решающим счётом по договорённости с тренерами одну из профессиональных волейболисток заменили на Татьяну.

Актриса отработала на все сто, и это отметили и участницы обеих команд, и даже тренеры. А на экране игру Татьяны могут оценить и зрители.

А ещё по сюжету Татьяна начинает карьеру в команде «Сибирячка», куда её пригласил тренер Каменецкий (его сыграл Валерий Рыжаков).

С приходом новой перспективной спортсменки команда активно развивается и из захудалой превращается в лидера. Тут

зрители увидели отчётливый намёк на свердловскую команду «Уралочка», которой почти с момента основания руководил тренер Николай Карполь, в какой-то мере ставший экранным тренером Каменецким.

Есть версия, что последующий провал Карполя стал причиной того, что довольно быстро «Путь к медалям» задвинули на дальнюю полку, но об этом чуть ниже.

Также в фильме снялись Софья Пилявская (бабушка Тани), Инара Гулиева (прежний лидер сборной СССР), Анатолий Ромашин (тренер советской сборной).

А голосом за кадром стал легендарный спортивный комментатор Николай Озеров, он же и комментировал матчи.

Фильм «Путь к медалям» вышел в двух сериях. В Японии его показали раньше, чем в СССР, но премьеру смазала политическая ситуация в мире.

Картина завершается очередной победой японок над советскими спортсменками и словами о том, что каждая новая победа заставляет соперниц тренироваться ещё активнее и всё больше усилий прикладывать, чтобы победить. И тут явственно звучала надежда на советское золото Олимпиады-80.

Но создатели спортивной драмы ещё не знали, что Япония откажется приезжать на игры в Москву, поэтому долгожданного решающего противостояния не случится.

Волейболистки СССР завоевали золото (к слову, уже под руководством Николая Карполя, ставшего тренером сборной), но это было не совсем то, что они хотели.

Не произвёл должного впечатления и фильм, задуманный как пролог к захватывающему сражению (массовый зрители в СССР увидел его уже после игр, зимой 1981 года, когда накал и вовсе спал).

Через два года советская сборная во главе с Николаем Карполем катастрофически проиграет чемпионат мира, опустившись на неслыханное шестое место.

Тренера на несколько лет отстранили от работы и, как поговаривают, заодно попал в опалу и фильм, где его изобразили (хотя, строго говоря, Каменецкий — это образ, позаимствоваший лишь некоторые черты Карполя).

«Путь к медалям» показал не только парадную часть спорта, но и закулисье, сложное как физически, так и морально.

Изматывающие тренировки, невозможность личной и вообще какой-либо иной жизни, кроме спортивной, травмы, давление коллег, тренеров, соперников — в общем, вся та подноготная, о которой обычно не говорят, но без которой нельзя добиться результата.

Отмечу, что на экране действительно много волейбола, причём не постановочного, а настоящего.

Оцените статью
Фильм, судьба которого не сложилась из-за бойкота Олимпиады-80
Прочитав рецензию на «Карнавальную ночь», сложно было усидеть дома. Зрители рванули в кинотеатры