Киноленты Эльдара Рязанова в советские времена всегда привлекали внимание зрителей, критиков и коллег. Без преувеличения можно сказать, что каждый новый фильм этого режиссера становился явлением.
Но за этими шедеврами стоял еще один человек – давний соавтор Эльдара Александровича — сценарист Эмиль Брагинский, с которым режиссер создал «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты».
После этого пути авторов разошлись, а со времен распада СССР манера и тематика фильмов Рязанова и вовсе изменилась. Как изменился и зритель. В 1998 году Эмиль Брагинский ушел в мир иной. Через год его соавтор решил в память о друге экранизировать один из его сценариев. Так родилась идея создания фильма «Тихие омуты».
Ни один из фильмов Рязанова не обходится без звезд, однако на главную роль режиссер пригласил неизвестную актрису Оксану Коростышевскую. С задачей она справилась очень достойно, не уступая опытным коллегам.
На остальные роли Рязанов пригласил Александра Абдулова, Любовь Полищук, Ольгу Волкову, Александра Пашутина, а также Геннадия Хазанова и Андрея Макаревича.
Сюжет киноленты «Тихие омуты» 2000 года довольно оригинален. Известный хирург, академик Антон Михайлович Каштанов сбегает от своей жены-стервы Полины в деревню Тихие омуты, где живет его друг – начальник местного заповедника.
Все бы хорошо, но вместе с Каштановым из его благотворительного фонда пропадает крупная сумма в 2 миллиона долларов. Распутывать этот клубок берутся две беспокойные дамы – следователь милиции и телевизионная журналистка.
По всей видимости, Эмиль Вениаминович не успел дописать сценарий, потому что здесь практически нет его авторского тонкого юмора и лирического оптимизма, который в разной мере присутствует во всех его работах.
По той же причине часть сцен прописана в фильме довольно схематично, а поступки героев легко предугадать, хотя этот момент можно было легко завуалировать тем же юмором.
Например, очевидно, что герой Абдулова влюбится в героиню Коростышевской. Персонаж академика — едва ли не единственный, кто претерпевает изменения. Он сбегает из дома, устраивается лодочником, отбивается от журналистки, а потом влюбляется, и его поступки приобретают романтический оттенок.
Но всякой сказке скоро приходит конец, и академик возвращается в Москву, где он вынужден сдаться деспотичной супруге в оригинальном исполнении Любови Полищук. Под ее началом он быстро превращается в того, кем и был – рассеянного недотепу.
Роль Абдулову досталась сложная, этим она и интересна, а вот Коростышевская в фильме естественна и проста. Остальные персонажи — отлично уживаются в фильме на втором плане.
Что в фильме хорошо: все-таки история эта – романтичная и интересная, она прекрасно приукрашена музыкой из архивов Микаэла Таривердиева. Все это приближает «Тихие омуты» к советскому кино.
Но минусов по факту больше – во всем чувствуется недоработанность и … какая-то спешка что ли. Нет здесь житейской мудрости, которой пропитаны другие работы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского.
В общем, зрители не оценили привет мастера своему ушедшему другу. Рейтинг на «Кинопоиске» — всего 4,4 из 10. В общем, классикой «Тихие омуты» не стали, как и последующие фильмы Рязанова.