Фильм, в котором именитый борец превратился в летуна-богатыря

В ленте «Воздухоплаватель» (1975), рассказавшей

историю пионера авиации Ивана Заикина, который поменял цирковую арену на аэроплан,

дебютировал актёр Леонард Варфоломеев. Варфоломеев был актёром театральным, блистал на сцене Челябинского драмтеатра (верность которому сохранил до конца жизни). Но в кино артиста не звали, рискнули лишь режиссёры Анатолий Вехотко и Наталья Трощенко, пригласив Варфоломеева на роль силача-авиатора Заикина. Дебютанту Леонарду Варфоломееву тогда было уже 40 лет.

Сценарий для фильма о зарождении отечественной авиации написал Владимир Кунин. С Вехотко он уже был знаком: двумя годами ранее они вместе сделали картину «Разрешите взлёт!», посвящённую уже советским лётчикам. Кунин, надо сказать, вообще в кино дебютировал с лётной тематикой: первый фильм, где он фигурировал как сценарист, — это легендарная военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967). Но в «Воздухоплавателе» Владимир Кунин вспомнил первые страницы истории русской авиации, становление которой происходило в основном благодаря увлечённым энтузиастам. Этих людей не пугали совсем не безопасные, ненадёжные первые летательные аппараты, за возможность подняться в небо и познать ощущение полёта они готовы были жертвовать здоровьем и жизнью.

Главный герой фильма — Иван Заикин, цирковой силач и борец, которого называли учеником самого Ивана Поддубного. Как-то в Одессе Заикин увидел полёт аэроплана и был очарован изяществом летающей машины. При финансовой помощи купеческой семьи Пташниковых он отправился во Францию к самолётостроителю Анри Фарману, прошёл обучение, приобрёл аэроплан и стал летать.

Часто с ним рядом была возлюбленная Клотильда де Ларош (Клотильда — по фильму. В реальности девушка носила имя Раймонда), прелестная и отважная француженка, одна из первых в мире женщин-пилотов.

Несмотря на то, что де Ларош не говорила по-русски, а Иван Заикин не знал французского, они умудрялись находить общий язык.

А как-то Клотильда даже отказалась от аэроплана, который специально для неё строил Фарман, в пользу Заикина. Увы, первые самолёты были несовершенны, а первые полёты — опасны, и Ивану Заикину пришлось пройти через потери друзей и любви, а в конце концов ему даже оказывают в меценатстве Пташниковы. Заикин возвращается на арену цирка, но по-прежнему безоговорочно верит в авиацию.

Анатолий Вехотко и Наталья Трощенко после проб составили два эффектных дуэта Иван Заикин-Клотильда де Ларош. В первой паре были Алексей Ванин и Барбара Брыльска.

Любопытно, что Алексей Ванин, как и Иван Заикин, тоже в своё время резко изменил жизнь: он был успешным спортсменом-борцом, а потом стал киноактёром.

Во второй — Леонард Варфоломеев и Екатерина Васильева.

После долгих дискуссий предпочтение отдали второму дуэту, несмотря на то, что Леонард Варфоломеев не имел опыта съёмок, а в картине предполагались не просто драматические и мелодраматические эпизоды, но и трюковые сцены.

Сам актёр позже рассказывал, что ему помогли освоиться на площадке более опытные коллеги Армен Джигарханян, получивший роль писателя Александра Куприна, друга Ивана Заикина, и Валентин Никулин, сыгравший его товарища журналиста Полонского.

В других ролях — Владимир Заманский, изобразивший ещё одного авиатора-энтузиаста Льва Мациевича, подружившегося с Заикиным в Париже,

Олег Басилашвили (купец Пташников),

Анатолий Равикович (цирковой антрепренёр),

Виктор Ильичёв (поклонник Заикина, тоже ставший его товарищем и поехавший с ним в Париж).

Роль серьёзного и немногословного Анри Фармана досталась Анатолию Солоницыну, в небольших эпизодах Фёдор Одиноков, Сергей Дрейден, Алексей Кожевников.

Одним из самых важных участников фильма о пионерах авиации стал аэроплан, специально построенный для съёмок. Это была воссозданная по старым чертежам модель «Фарман IV», способная развивать скорость до 70 км/ч. В дореволюционной России «Фарман IV» был хорошо известен: на этих машинах учились русские авиаторы.

Родился обновлённый «Фарман IV» в Ленинградском авиаспортивном клубе ДОСААФ, а собрал его Евгений Мелентьев, заслуженный мастер спорта международного класса по авиамоделированию.

На самом деле самолётов было три, но два использовались для съёмок на земле, а вот третий летал по-настоящему. Пилотировал его сам Евгений Мелентьев. Он же был дублёром Екатерины Васильевой в сценах, где её героиня бесстрашно поднимается в воздух. По воспоминаниям Евгения Мелентьева, аэроплан был очень хрупким и лёгким, съёмки в полёте возможны были только в безветренную погоду, поскольку даже небольшой ветерок сильно сносил машину в сторону. Тем не менее съёмки прошли без эксцессов, все нужные сцены сняли, получив действительно эффектные, хоть и немного пугающие безрассудством кадры.

В конце 1975 года фильм об Иване Заикине представили зрителям. У авторов получилась красочная во всех смыслах, насыщенная событиями и переживаниями история об основоположниках авиации. Но удивительным было то, что героев фильма и зрителей разделяло всего несколько десятилетий, и за эти годы авиация не просто сделала колоссальный шаг вперёд, она изменилась радикально, самолёты стали принципиально иными, а скорости возросли на порядок. И всё это благодаря сумасбродным мужчинам и женщинам, которые когда-то страх променяли на чувство освобождения от земного притяжения и не побоялись посмотреть на мир из-под облаков.

А вы знаете историю отечественной авиации? Вам знакомо имя Ивана Заикина?

Оцените статью
Фильм, в котором именитый борец превратился в летуна-богатыря
Что стало с актерами звездного сериала «Долгая дорога в дюнах»