«Нам хотелось доверительно, интимно рассказать о скромных, но очень хороших и совестливых людях, об их любви — самоотверженной, искренней, силу которой они они и сами-то поняли, лишь когда на её пути стали встали препятствия»,
— так рассказал о своей картине «Мы жили по соседству» (1982) режиссёр Николай Лырчиков. Для него это был дебют, первые роли сыграли в фильме и старшеклассники Маргарита Лобко и Антон Голышев, в будущем выбравшие актёрскую стезю.
«Мы жили по соседству» получился лёгким, лирично-комедийным и добрым и деликатно намекал, что романтические чувства между взрослыми людьми порой не менее трепетны и хрупки, чем первая любовь.
Сценарий Николай Лырчиков тоже написал сам, так что для него эти съёмки были дебютом двойным.
От рождения идеи до её полной реализации прошло два года, но результат того стоил. Итак, главные герои — жители деревни, соседи, которых разделяет небольшой забор.
По одну сторону живут одинокая телятница Дарья Лукьянова с дочкой Надей, по другую — вдовец Николай Летов с сыном Серёжей. Надя и Серёжа — одноклассники, между ними уже зарождаются романтические чувства.
Как-то вечером Надя и Серёжа, которые никак не могут распрощаться, слышат разговор родителей. Из него становится ясно, что
Дарья и Николай, для каждого их которых тащить на себе хозяйство в тягость, решают сойтись и пожениться.
Ребята возмущены. Какая любовь может быть у взрослых людей? Как можно говорить о ней и тут же обсуждать проблемы отёла коров? И Надя, и Серёжа ссорятся с родителями.
Но если Николай пытается по-мужски поговорить с сыном и объясниться, то Дарья сразу же отказывается от мысли о собственном счастье ради спокойствия дочери.
А у Серёжи рождается план — разлучить взрослых влюблённых, отправив отца в город.
Там живёт дочь Николая Тоня, сестра Серёжи, недавно вышедшая замуж. Сестре предложение нравится, но чтобы завлечь отца в город, она придумывает очень необычный план с участием подруги и привозит городскую невесту. Гордой Дарье остаётся лишь тихо ревновать, наблюдая за представлением у соседа.
На роли Дарьи Николай утвердили настоящих знаменитостей — Жанну Прохоренко и Андрея Мартынова.
Исполнителей ролей Нади и Серёжи нашли в московских школах, ими стали 14-летняя Маргарита Лобко и 16-летний Антон Голышев.
Роль Анны Игоревны, той самой интеллигентной невесты из города, получила Вера Васильева. Это немного странный выбор. По сюжету Николаю 42 года. Актёру Андрею Мартынову на тот момент 36, а Вере Васильевой — уже 56!
Безусловно, Вера Васильева прекрасна и в кадре ей ни за что не дать реальный возраст, даже сейчас она выглядит роскошно.
Но ведь актриса уже стала Сталинской лауреаткой, когда её экранному жениху было всего-то три года!
В общем, ход удивительный. Справедливости ради отмечу, что фильм это нисколько не портит, и если не знать таких подробностей, то и внимание не обратишь, поскольку 20-летняя разница в возрасте между Верой Васильевой и Андреем Мартыновым незаметна.
Украшением истории стала эксцентричная подруга сестры Валентина, приехавшая в деревню за три дня до визита невесты, чтобы подготовить Николая. Эта роль досталась Елене Прокловой.
Елена уже была знакома с режиссёром Николаем Лырчиковым: она снялась в его первой короткометражке «Ваня». Там у актрисы была серьёзная роль, на этот раз режиссёр доверил ей образ комедийный. Сама Елена Проклова описала свою героиню так:
«Валя — гротесковая, острохарактерная, отличается от сыгранных мной персонажей. Молодая, недалёкая, банальная женщина изо всех сил старается выглядеть современной, и это определяет её поведение. Она подчёркнуто модно одета, ведёт разговоры, которые кажутся «в русле актуальных проблем» и, конечно же, занимается гимнастикой по системе йогов».
Елена Проклова в образ вписалась отменно, её героиня внесла изрядную долю шуток в фильм (а уж как Валя попыталась подоить быка!). Кстати, Валентина с целью успокоиться неоднократно выполняла стойку на голове. Елена Проклова делала этот трюк сама.
И небольшая пикантная деталь. В роли мужа Тони, покладистого и во всём соглашающегося с женой и её шумной подругой, сыграл Александр Адамович, художник киностудии «Мосфильм», которого с Еленой Прокловой связывали романтические отношения.
С его маленьким сыном Филиппом Елена только что отснялась в искромётной комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» (1981). На тех съёмках Проклова и Адамович и познакомились и сблизились. Правда, вскоре их связь всё-таки оборвалась.
В других ролях в фильме ищите Татьяну Фёдорову, Марию Скворцову, Николая Пастухова.
Снимали ленту в Тульской области. При этом действие происходит на Алтае, где родился и вырос Николай Лырчиков, и это не раз подчёркнуто в кадре. Для сценариста и режиссёра это было принципиально важно:
«Мне хотелось с благодарностью поклониться своим землякам — замечательным людям, нешумно, просто и прекрасно, живущим на своей земле».
Большая часть работы прошла в деревне Страхово, жители которой подружились с актёрами. Общий язык с сельчанами нашли и взрослые артисты, и юные, что, конечно, сильно помогло им в создании фильма.
Ну и отдельно о музыке. Её создали Марк Минков и Игорь Шаферан. Во время всей ленты рефреном звучит запоминающаяся мелодия, пусть и в не совсем привычной аранжировке. И уже совсем скоро композицию исполнит со сцены Алла Пугачёва, превратив её во всесоюзный шлягер «А знаешь, всё ещё будет».
Сейчас дебютный фильм Николая Лырчикова «Мы жили по соседству» — не самый частый гость на телеэкранах. Между тем, это очень симпатичная, искренняя лента, которую приятно смотреть.
Она не претендует на шедевральность, эпохальность и символизм, но это милый, летний, атмосферный фильм и ещё одна возможность встретиться с мастерами кино.