считается, что именно «Выстрел в тумане» положил начало практике привлекать к созданию детективных и приключенческих фильмов работников ведомства.
Сценарий написали Владимир Алексеев и Михаил Маклярский. Маклярскому тема была знакома отлично: он сам в прошлом был сотрудником органов. И изначально сюжет был куда более лихим, чем получился.
По сценарию советского учёного Евдокимова, работающего на секретном предприятии, автора сенсационной научной работы в области ядерной физики, хотят убить западные спецслужбы.
Инициатор этого преступления — НАТО, и в картине даже предполагали показать заседание альянса, на котором обсуждаются прорывные достижения советской науки и необходимость ликвидировать учёных-лидеров.
Поэтому-то к Евдокимову и приставлен сотрудник КГБ, который тщательно охраняет его от покушения. Но такой поворот был раскритикован, от идеи с убийством отказались, но из-за того, что многие сюжетные повороты были завязаны именно на это, сценарий пришлось радикально переделать.
В итоге появилась история о физике, который работает на секретном предприятии в небольшом городке. Когда-то он был получил известность в учёном мире под фамилией Пантелеев, но потом в целях конспирации её сменил и теперь окружающие знают его как Игоря Евдокимова.
Даже его возлюбленная Марина, пианистка, оканчивающая консерваторию, не знает о прошлом возлюбленного и его заслугах перед наукой (а он, между прочим, дважды Герой, видимо, соцтруда).
Рядом с Евдокимовым находится молодой коллега Николай Лагутин, студент высшего технического училища имени Баумана и по совместительству сотрудник КГБ.
По нелепой случайности нескольким людям становится известно, что Евдокимов — это бывший Пантелеев. А ещё это факт доходит до резидента западной разведки Бинкля,
живущего в Москве под видом дипломата и давно следящего за Евдокимовым. После очередных испытаний на полигоне Евдокимов и Лагутин отправляются на охоту, где происходит ЧП: кто-то крадёт обувь учёного, на которой предположительно могут оставаться следы горючего, и записную книжку.
Лагутин пытается преследовать похитителя, но получает от него пулю (к счастью, ранение лёгкое). И теперь в дело включается резидент Бинкль, который должен переправить и похитителя, и похищенное на Запад. Но, конечно, КГБ этого не позволит.
После длительных консультаций, дискуссий и исправлений сценарий наконец-то утвердили на «Мосфильме», а режиссёрами назначили Анатолия Бобровского и Александра Серого.
Для Анатолия Бобровского эта работа стала второй, но впервые он себя попробовал в жанре детективно-приключенческого кино, и проба оказалась удачной: позже Бобровский станет признанным мастером жанра.
А вот карьера Александра Серого сложится менее успешно, как, впрочем, и жизнь. Режиссёр был дебютантом, но уже с испорченной репутацией:
Серый только недавно вышел из заключения, куда попал за нанесение увечий мужчине, которого заподозрил в романтических отношениях с возлюбленной.
Самым ярким произведением Серого станут легендарные «Джентльмены удачи» (1971), по которым Александр Серый и помнится до сих пор.
Главные роли получили Владимир Краснопольский (Евдокимов) и Роман Хомятов (Лагутин). Владимир Краснопольский в кино снимался редко, но много играл в театре. Роман Хомятов, недавно окончивший ВГИК, тогда начинал восхождение к славе, «Выстрел в тумане» стал одной из первых его заметных работ.
Роль возлюбленной Евдокимова Марины Мироновой получила начинающая актриса Лионелла Скирда,
в роли подполковника КГБ, начальника Лагутина, — Юрий Горобец, а Бинкля сыграл эстонец Бруно Оя. В небольших ролях Александра Денисова, Анатолий Адоскин, Виктор Байков, Николай Прокопович.
Подготовленный фильм показали не только худсовету, но и представителям КГБ. Несмотря на то, что службисты придирались к сценарию, а потом активно вмешивались в процесс съёмок, результат они тоже раскритиковали. В том числе, например, и за слишком подробную демонстрацию подноготной работы Комитета. По их настоянию,
из фильма было убрано много сцен со слежкой за Бинклем на автомобилях и записи его передвижений по Москве на кинокамеру (хотя пара небольших эпизодов осталась).
Также представители КГБ настаивали, чтобы эпизод с испытаниями на полигоне был более расплывчатым и не мог быть истолкован как испытания ядерного оружия (в первой версии фильма такой намёк действительно был). Претензии вызвала и чрезмерная близость Лагутина к Евдокимову:
молодой напарник учёного буквально ходит за ним по пятам и порой даже вмешивается, пусть и деликатно, в личную жизнь.
После всех правок фильм стали готовить к показу в кинотеатрах, но получил он лишь низкую третью категорию. На «Мосфильме» ленту сочли провальной, в газетах и журналах стали печатать критические отзывы, но, как ни странно, зрители в кино всё равно пошли.
Детективная интрига и деятельность засекреченного учёного, живущего фактически двойной жизнью, аудиторию невероятно увлекла и в итоге за год фильм посмотрели почти 29 миллионов,
и с этим показателем «Выстрел в тумане» вошел в десятку лучших фильмов года. Кстати, планировали выпустить ленту к неофициальному празднику спецслужб — Дню чекиста, отмечавшемуся 20 декабря, но позже приняли решение о более раннем старте весной 1964 года.