Это кино о том, как бывший директор московского гастронома Павел Шорохов в исполнении Александра Михайлова выходит на свободу из мест заключения, год работает змееловом в Туркмении, а потом возвращается в Москву.
Здесь ему нужно разобраться с теми, с кем он нарушал закон, воротил дела в торговле, а потом сел один, когда остальные остались в стороне.
И вот Шорохов вернулся в этот гадюшник, чтобы разворошить его, и наказать с точки зрения новых понятий главного героя.
— Там честно-то можно работать? – спрашивают Шорохова.
— Можно, да не все могут, — скептически отвечает он.
Представители торговли в этом фильме – мелкие мошенники, которым противостоят люди других профессий – учительница, медсестра, бухгалтер.
Один из героев фильма, отвечая на вопрос о том, чем займется после армии, говорит, что только не торговлей. Починка ТВ-аппаратуры ему видится более нормальным делом, чем работа в змеином гнезде.
Представителем торгового цеха, махинаторов здесь играют серьезные актеры – Леонид Марков и Донатас Банионис. Они убедительны и дают зрителю понять, что в этой сфере «рулят» очень серьезные люди.
После выхода фильма «Змеелов» его авторов обвиняли в том, что они слишком однобоко показывают отрасль торговли, что, мол, там много нормальных людей работает.
Но эта критика звучала тогда, в 80-е годы. Разве могли эти критики предполагать, с какой силой обрушится дикий рынок на страну через несколько лет?
А что касается проблем, поднятых в фильме, да, они высказаны резко и убедительно, но все, показанное там, оказалось правой – там, где были большие деньги, уже тогда была мафия всех мастей, а честных людей не было.
Именно эти люди без стыда и совести легко «съели» страну, ведь деньги не пахнут.
Композиция у фильма убедительная – одинокий плохой-хороший герой, идущий из пустыни в большой город, чтобы бороться с его пороками. Он один против мафии.
Здесь есть отрицательная брюнетка в исполнении Любови Полищук и положительная блондинка в лице Натальи Белохвостиковой. Эти женщины олицетворяют стороны личности Павла Шорохова – темную и светлую.
В конце концов главный герой остается с блондинкой. Но главное в фильме «Змеелов» — не любовь, а исправление через борьбу с самим собой и внешним злом.
Он сумел порвать с темным прошлым, которое не стало его отпускать – герой погибает в браке.
Хотя авторы фильма и оставляют зрителю неопределенную надежду – мимо сына героя проносится скорая помощь, и мальчик с тревогой сморит в след, будто догадывается, что его отцу плохо.
Также критики указывали на невыразительность некоторых персонажей в фильме, говорили, что их поступкам не хватает мотивации.
Из-за этого зритель в паре моментов может заскучать, и тогда авторы усиливают напряжение при помощи реплик. Из-за этого главную герою сопереживаешь не так, как мог бы, если бы режиссер усилил конструкцию.
И все-таки фильм «Змеелов» — честный, сильный, запоминающийся, с отличными актерскими ролями. Иногда тянет его пересмотреть.