Фильму «Даурия» о казаках — 50 лет: подвиг кинематографистов и гибель лошади

В мае 1972 года на советские экраны вышел двухсерийный фильм Виктора Трегубовича «Даурия» с Виталием Соломиным, Ефимом Копеляном, Василием Шукшиным и Светланой Головиной. Этот фильм стал экранизацией романа Константина Седых.

Действие фильма начинается перед самой Первой мировой войной в одной из станиц казачьего войска Забайкалья.

По сюжету, молодой казак Роман Улыбин в исполнении Виталия Соломина жил простой жизнью – он работал, вел хозяйство и изучал военное дело.

Вскоре его любовь – Дарью Козулину выдают замуж за состоятельного лавочника, и Роман понимает, что жизнь несправедлива.

Постепенно во время войны жизнь и уклад в станице меняются, после чего меняется и мировоззрение Романа, который принимает участие в Гражданской войне в должности красного командира.

За основу режиссер взял книгу «Даурия» — это первая часть трилогии Константина Седых, посвященная жизни и быту сибирского казачества. Автор собирал материал на протяжении 15 лет, внимательно изучая исторические источники, документы, географические сведения в архивах.

Первые главы романа опубликованы в 1939 году, отдельное книгой произведение издано в 1948 году. Произведение издали не только в СССР, но и десятках других стран. Позже вышла вторая часть романа – «Отчий край», а третью часть «Утреннее солнце» автор закончить не успел. Роман в 1950 году удостоился Сталинской премии.

В фильме, помимо указанных выше исполнителей главных ролей, снялись Михаил Кокшенов, Виктор Павлов, Георгий Штиль, Зиновий Гердт, Юрий Назаров, Лидия Федосеева-Шукшина, Юрий Соломин и Александр Демьяненко.

Снимали в разных локациях почти три года с 1969 по 1971 год. Большая часть цен снята в селе Елизаветино под Читой, часть сцен сняли под Иркутском.

А казачью станицу создатели фильма возвели в поселке Ольгино в Эстонии, где актеры и жили больше двух лет. И, надо сказать, не только жили, но и учились верховой езде, казачьему быту, косить сено.

Непросто пришлось во время работы над фильмом группе каскадеров, так как в фильме было много опасных сцен – нужно было падать со скачущей лошади, с балкона, несколько раз скатываться по лестнице. Никто из людей не пострадал.

А вот лошадь во время одного из эпизодов погибла. Это произошло, когда герой актера Шелохонова в роли Северьяна Улыбина прыгает верхом с 70-метрового обрыва в реку Ингоду.

На лошади закрепили манекен, животное не выжило. Поэтому в сцене, где герой после прыжка плывет по реке, снимается уже другая лошадь.

Через три года после выхода фильма «Даурия» в СССР смонтировали экспортный вариант киноленты, откуда удалили часть сцен с распитием алкоголя. У нас фильм собрал у экранов почти 50 миллионов зрителей. В год выхода кинолента была отмечена Премией Ленинградского комсомола.

С учетом того, как советская власть относилась к казакам, этим вольным и непокорным людям, фильм «Даурия» можно считать подвигом его создателей – тут показаны живые казаки, а не ряженые клоуны. Создателям даже удалось передать казачий дух и их быт.

Для казаков в те годы не было красных и белых. Прав был только атаман (его играет Ефим Копелян). Когда в фильме его высекли, то высекли все казачество. Это было обрушение устоев.

Фильм интересен, объективен, красочен, самобытен. Очень стоит посмотреть.

Оцените статью
Фильму «Даурия» о казаках — 50 лет: подвиг кинематографистов и гибель лошади
«Каждый вечер в одиннадцать» — эстетика и любовь счастливого поколения