Конечно, главный акцент в киноленте сделан на участии Крупской в революционном подполье, в ее борьбе за пролетариат и против самодержавия.
У Донского была вполне конкретная художественная задача – показать зрителям, как из обычной молодежи вырастают личности, меняющие ход истории своего государства. И рассказать, как Надежда подарила будущим поколениям надежду на светлое будущее.
Но главное тут – не биографические подробности, а подача и исполнение.
Представьте молодую Наталью Белохвостикову в роли Крупской и Андрея Мягкова в роли Ленина. Две стихии, два талантливых человека, которые представили своих героев не в привычном «официальном» формате, а как живых людей, ярких, умных, веселых, сомневающихся.
Две противоположности – бледная и поначалу слабая Крупская и харизматичный и энергичный Ленин. Они происходят из примерно одинаковых семейств, которые показаны серым фоном. И на этом фоне после вполне ожидаемых вопросов: «Кто зажжет факел?» раскрываются таланты режиссера и исполнителей главных ролей.
Донской показал не фанатичных однотипных революционеров, которые боятся выйти на свет днем, а обычных людей, просто других, не согласных с тем, как и чем живет их страна. Они спокойны, не кричат о своих переживаниях до поры до времени.
Век прошел с тех событий, полвека с момента премьеры фильма, а в нашей стране многое не изменилось – все та же пропасть между властью и народом. И на этом фоне всегда будут формироваться яркие личности.