Фильм режиссёра Владимира Бортко «Собачье сердце» вышел на экраны в 1988 году и был заклеймён позором критиков. Но, это не помешало цитатам из фильма уйти в народ. А совсем скоро и сам фильм вошёл в Золотой фонд отечественной киноиндустрии.
Повесть
Михаил Булгаков написал повесть «Собачье сердце» в 1925 году. Но издать её не удалось. Лев Каменев прочитав повесть заявил, что «это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Повесть к печати была запрещена. Однако в 60-х годах распространялась «самиздатом», небрежно скопированная, была переправлена на Запад.
В 1968 году повесть была публикована во Франкфурте в журнале «Грани». В СССР «Собачье сердце» впервые было опубликовано в июне 1987 года в журнале «Знамя». А на следующий год режиссёр Владимир Бортко представил свой фильм «Собачье сердце».
Сценарий
Сценарий к фильму Владимир Бортко написал сам в соавторстве с женой Натальей. Чтобы наполнить сценарий яркими деталями, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие на улицы, заполнить историю жизнью и колоритным бытом, авторам пришлось использовал тексты рассказов и писем Булгакова.
Из повести «Роковые яйца» взяли профессора Персикова, из рассказа «Самоцветный быт» — безумного дворника, читавшего Брокгауза и Эфрона, крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица — из рассказа «Мадмазель Жанна».
Профессор Преображенский
На роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского пробовались многие известные актеры: Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик. Все они превосходно смотрелись на пробах, но лучше всего образ получился у Евгения Евстигнеева — его профессор был самым проникновенным.
В то время у Евгения Евстигнеева был не лучший период его жизни. Он недавно перенес инфаркт и попросил худрука МХАТа Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов сгоряча выдал: «Так иди на пенсию!», и это очень ранило актера. Роль профессора Преображенского в буквальном смысле спасла его от тяжёлой депрессии.
Сын актёра Денис Евстигнеев вспоминал об этом:
«Фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. На роль он соглашался трудно, поначалу отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик, но потом просто жил ею. Он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены».
Евгений Евстигнеев позже признавался, что эта роль на всю жизнь останется для него самой любимой. Однако не с первых дублей получился «тот самый» профессор Преображенский. Владимир Бортко вспоминал об этом:
«Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева»!».
Доктор Борменталь
Борис Плотников сыгравший в фильме доктора Борменталя, в то время был актёром театра Сатиры. Именно в театре режиссёр увидел «своего» доктора Борменталя. Плотников побаивался играть со знаменитым актёром, но Евгений Евстигнеев сказал ему:
«Мы с вами равны, коллега».
И робость Бориса Плотникова исчезла, он в полной мере раскрылся как актёр.
Полиграф Шариков
Актёра на роль Шарикова искали дольше всех. Во многие киностудии и театры страны были высланы телеграммы с просьбой прислать фото актёров с низким приплюснутым лбом, большими оттопыренными ушами, огромным ртом и крупными зубами. Словом, чтобы был похож на собаку.
Тем временем, на роль Шарикова пробовались Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но Бортко их не утвердил, потому что зритель видел бы в них не персонажа, а известных актеров. Когда режиссёр увидел фото актера алма-атинского театра Русской драмы Владимира Толоконникова, он тут же вызвал его на пробы.
Владимир Бортко вспоминал первые пробы:
«Когда я впервые его увидел, передо мной сидел пес в галстуке. Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Разумеется, это была не водка, а вода. Но выпил он очень убедительно».
Сам Толоконников почти сразу понял, что понравился режиссёру:
«Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех».
Сын актера Иннокентий рассказывал об отце:
«Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль, ведь такой шанс выпадает не каждому артисту. Сам ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей в Русском драматическом театре в Алма-Ате».
Пёс Шарик
Собаку Шарика сыграл милицейский пес Карай, которого выбрали из 20 претендентов. Решающими аргументами стали «почти человеческий интеллект» и запоминающаяся внешность: одно ухо стояло, а другое висело.
В реальной жизни, Карай задержал 38 преступников. Он родился в ленинградской подворотне и первые месяцы жизни выживал как мог, пока его не подобрала владелица Елена Никифорова. Так, что в фильме Карай играл самого себя.
Почти все сцены снимали с первого дубля. Чтобы придать ухоженному псу бродячий вид, его шерсть обмазали желатином и нарисовали на боку ожог.
Специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек, хотя в реальной жизни он жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил. На съемочной площадке Карай был всеобщим любимцем.
Карай всегда «здоровался» с Евстигнеевым и любил, когда тот в ответ ласково его трепал. После «Собачьего сердца» Карай еще снялся в нескольких фильмах: «Переэкзаменовка», «Рок-н-ролл для принцессы», «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году его не стало ему было 9 лет.
Швондер
Одну из ярких второстепенных ролей, председателя домкома Швондера, сыграл юморист Роман Карцев. В фильмографии Карцева более 30 работ. Но роль Швондера стала для него звёздной в актёрской карьере.
Зинаида Бунина
Горничную в доме профессора Преображенского — Зинаиду Бунину, сыграла 27-летняя Ольга Мелихова. С началом 90-х актриса ушла из профессии и стала менеджером в коммерческой структуре.
Съёмки
Подворотни и улочки послереволюционной Москвы снимали в Ленинграде. Натура уходила, снег таял, и все сцены сняли в ударном темпе за две недели. Пречистенку снимали на Боровой, Обухов переулок — на Моховой.
Также локации были в Дегтярном переулке, сцены прогулки Шарикова с Зиной на Преображенской площади. Московские дворики снимали на Лиговском проспекте и в Апраксином дворе. В фильм попали и съёмки на Обводном канале.
Критика
После премьеры фильма «Собачье сердце» на съемочную группу обрушился шквал негодования критиков. Фильм называли безвкусной дрянью, а режиссеру предлагали навсегда запретить снимать. Владимир Бортко вспоминал:
«Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался.
На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: подожди, время рассудит».
Классика
После первого же выхода фильма на экраны, многие цитаты из фильма «ушли в народ». А через два года Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию. Фильм получил множество премий на международных кинофестивалях и несколько раз получала призы за режиссуру.
Сегодня «Собачье сердце» считается классикой отечественного кинематографа и эталоном образцовой экранизации. Этот фильм можно пересматривать бесконечно, и как любая классика, он не может надоесть.