Фильмы про Анжелику – любимцы советских зрителей и кинопроката

Есть такие фильмы, которые хоть и созданы за рубежом, а настолько завладели умами и душами наших соотечественников, что о них можно говорить как о явлениях советского кино.

Фильмы про Анжелику – именно такой случай.

Анжелика – маркиза ангелов: успешный прокат и зрительская любовь

Впервые советские зрители познакомились с рыжеволосой своенравной красавицей в 1969 году. И любят ее до сих пор.

А история с фильмами про Анжелику на советских экранах была не проста.

С 1964 по 1968 гг. во Франции было снято 5 фильмов об Анжелике. А советские зрители увидели их в другой последовательности.

В 1968 вышел на экраны, вопреки логике, третий фильм– «Анжелика и король». На следующий год в прокат попал первый – «Анжелика – маркиза ангелов». А остальные три фильма в урезанном и сокращенном виде зритель увидел только в 1985 году.

Каждый фильм был лидером проката. Собирал более 40 миллионов зрителей. И потом последующие годы по просьбам зрителей демонстрировался в кинотеатрах повторного фильма.

Анжелика сразу полюбилась советским зрителям. Более того, ее образ стал частью массовой культуры. Огромной популярностью стали пользоваться рыжие парики, девушки делали макияж «под Анжелику», красили волосы в рыжий цвет. Было зарегистрировано большое число новорожденных девочек, которые получили имя главной героини киношной истории. Не остались в стороне и производители женского белья: имя «Анжелика» получил и новый, весьма деликатный предмет дамского гардероба.

В чем секрет такого успеха фильмов про «маркизу ангелов»? Прежде всего, конечно, в увлекательном, авантюрном сюжете. Всем было интересно посмотреть про головокружительные похождения французской аристократки XVII века. А тут еще и зрелищные локации: съемки истории про Анжелику были не только студийными, но проходили в настоящих французских замках и поместьях. А еще бесподобно красивые костюмы. Говорят, их даже высоко оценила сама Коко Шанель.

Ну, и, конечно, главная героиня. Не просто обворожительно прекрасная, но и очень интересная как личность: умная, страстная, отважная, сильная и энергичная.

Цензура и критики боролись как могли

А вот критики были не согласны со зрителями. На фоне «бума вокруг Анжелики» и очередей в кинотеатры центральная пресса активно критиковала заграничный фильм за «пошлость» и «низкопробность». Кинокритики обвиняли создателей фильма про «маркизу ангелов» в «непристойности, эстетической неграмотности, оторванности от вкусов широких масс, бездуховности и пустоте мещанского мира».

Ну, и, конечно, цензура не бездействовала. «Анжелику» нещадно «покромсали», избавляя целомудренного советского зрителя от сомнительных сцен. И даже после этого на фильмах про Анжелику ставили маркировку «16+».

В результате дальше поцелуев в фильмах про Анжелику дело не заходило, а пределом откровенности была мимолетная сцена, где Мишель Мерсье лежит в постели с обнаженной спиной.

Литературные родители Анжелики

У истории о рыжеволосой красавице из французского XVII столетия есть литературная основа. Анжелику придумали супруги Анн и Серж Голон. Под этим звучным псевдонимом скрывалась супружеская пара: француженка Симона Шанжё и русский эмигрант Всеволод Голубинов.

Всего вышло целых… 13 томов об Анжелике. И все они переведены на русский язык.

Кстати, с романами про Анжелику у нас в стране ажиотаж был не меньше, чем с фильмами. В 1965 году в СССР перевели первую книгу – «Анжелика, маркиза ангелов». Книги про Анжелику, особенно первые из них, от фильмов значительно отличались: были детальнее, интереснее, сюжет захватывал разветвленностью, герои – психологической глубиной.

Книги про маркизу ангелов достать было трудно. В библиотеках записывались в очередь на один-единственный экземпляр. Брали почитать у знакомых. Нередко на одну ночь.

А супруги Голон побывали в СССР в 60-е годы. В связи с выпуском первого перевода своей книги в России.

На встрече с читателями Анн Голон, которая была основной участницей написания романов об Анжелике, рассказывала, что реальных фактов и примет эпохи в ее романах, действительно, мало. Исторические реалии – лишь фон, на котором разворачиваются авантюрная и любовная линии. Зато сама Анжелика – универсальная героиня. «Многие читательницы из совершенно разных стран находят в ней себя». А еще Анн Голон призналась, что прототипом любимого читательницами Жоффрея де Пейрака стал ее собственный муж.

К слову сказать, Анн Голон осталась очень недовольна экранизацией романов про Анжелику. Ведь ни ее, ни мужа даже не допустили на съемочную площадку и не разрешили консультировать актеров.

Очаровательная кино-Анжелика, и кто ею мог стать

Это нам сейчас кажется, что идеальная Анжелика – только Мишель Мерсье.

А поначалу сценарий писался под Брижит Бардо. Но та отказалась, потому что на тот момент только что завершила съемки в исторической костюмированной кинокартине и не хотела повторять типаж. Потом, правда, о своем отказе сильно жалела.

На роль Анжелики пробы проходили также Катрин Денев, Джейн Фонда, Моника Витти. Все не подошли. Выбор хотели остановить на Марине Влади, но та сама отказалась, когда узнала, что ее партнером на съемочной площадке будет бывший муж – Робер Оссейн.

В результате роль досталась темноволосой полу-итальянке Мишель Мерсье. Она к тому времени была уже довольно опытной актрисой: снялась более чем в 20 фильмах. Однако режиссер долго сомневался в ней: не подходил типаж. Однако, когда актрису загримировали и примерили золотистый парик, все вдруг сошлось.

Кстати, для Мишель Мерсье работа в фильмах про Анжелику была непростой и еще по одной причине. Предполагались откровенные сцены. Артистка же была весьма строгих нравов и поэтому во время съёмок тщательно следила, чтобы «ничего лишнего не попало в кадр». Когда предстояла съёмка в откровенном эпизоде, Мерсье лично заклеивала части своего тела полосками из ткани. Операторы фильма старались работать так, чтобы кусочки холста не портили изображение, и в нужный момент камера останавливалась. Впрочем, и того, что осталось в фильме, было вполне достаточно, чтобы привлечь публику в кинозалы.

Когда снимали сцену с купанием Анжелики в ванной, Мерсье потребовала выгнать со съемочной площадки всех, кроме оператора и актрис, которые тоже участвовали в эпизоде. Робер Оссейн позднее вспоминал, что он и другие мужчины из съемочной группы подглядывали за Мерсье из-за декораций.

Потом Мишель Мерсье вспоминала:

«Зрители почему-то уверены, что видели меня обнаженной в фильме, но все это игры воображения. На самом деле я ни разу полностью не раздевалась перед камерой».

Были у Мерсье и приятные моменты. К каждой кинокартине про Анжелику шились новые сказочные по красоте платья, а также изготовлялись соблазнительное белье, элегантные туфельки, готовились новые роскошные парики. После съемок Мерсье выкупала наряды своей героини. Это доставляло ей удовольствие. Однако, разорившись, актриса была вынуждена продать все эти артефакты. Кроме самого любимого платья, того, что голубое с золотом.

Еще один интересный факт. Все помнят, как в Анжелику влюбился султан. Подобная история была и у Мишель Мерсье. За ней ухаживал сын шаха Ирана. Но, как и ее киногероиня, Мерсье знатному кавалеру отказала.

Роль Анжелики принесла Мишель Мерсье всемирную известность. Но, к сожалению, в этом была и оборотная сторона. После «Анжелики» все появления Мишель Мерсье на экране были малозаметны. Сама актриса на склоне лет отзывалась о своей звёздной роли неоднозначно: «С одной стороны, она принесла мне невероятную популярность, с другой – режиссёры перестали видеть во мне кого-либо ещё, кроме Анжелики. Так что Анжелика для меня –и судьба, и триумф, и своего рода «проклятие».

Жоффрей де Пейрак – мечта женщин

Кто читал романы про Анжелику, согласится со мной: литературный Жоффрей де Пейрак намного интереснее и многогранней как личность, чем тот, что в кино. Но и экранный Пейрак очень даже ничего. Ведь его играет харизматичный Робер Оссейн, тоже, кстати, как и Серж Голон, имеющий русские корни. Между прочим, о Жоффрее де Пейраке Робер Оссейн сказал однажды: «Ну конечно, он почти русский – он романтик страстный, к тому же алхимик».

Робер Оссейн и Мишель Мерсье вместе составляют одну из самых красивых пар кинематографа. Очень убедительно играют они влюбленных. А вот в реальной жизни актеры не испытывали друг к другу нежных чувств. Робер Оссейн категорически не нравился Мишель Мерсье. А его, в свою очередь, она как женщина не волновала. И это несмотря на то, что Робер Оссейн слыл отъявленным ловеласом.

А еще Роберу Оссейну никак не импонировала отталкивающая внешность его героя, описанная в романах. Как мы помним, Жоффрей де Пейрак – «красавчик» тот еще. На лице два толстых шрама, полуприкрытый глаз, горбатый и хромой.

Робер Оссейн режиссеру заявил, что никогда не наденет искусственный горб. Но не был против глубоких шрамов. И тщательно гримировался перед съемками. А потом еще появлялся с этим гримом на публике. С удовольствием рассказывая незнакомым дамам, как получил эти шрамы при самых героических обстоятельствах. Результат был таким, как и ожидал актер: дамы млели от восхищения.

Оцените статью
Фильмы про Анжелику – любимцы советских зрителей и кинопроката
Шлепок для королевской дамы