Кто сказал, что в СССР не ценили красивых женщин? Очень даже ценили, даже фильмы им посвящали. В том числе были сюжеты о том, как над наведением красоты работали специально.
Были похожие сюжеты и в постсоветских, и в современных российских картинах, например в «Ландыше серебристом» Тиграна Кеосаяна 2000 г., и в иностранном кино, допустим в голливудской «Бриджит Джонс» Шэрона Магуайра 2001 г.
Но вспоминать именно кино СССР интереснее хотя бы потому, что:
- это наша (а не чья-то там…) история;
- те фильмы не притянуты за уши.
Вот тот же «Ландыш серебристый» удивлял логикой: почему героям было бы просто не взять «материал» поудачнее, т. е. девушку изначально более симпатичную? Зачем они непременно хотели трудиться над некрасивой? Как желания петь, так и таланта у нее было не больше, чем у других девушек.
Да и надолго ли хватит этой ее «наведенной» красоты? Ой, сомнительно;
- в Союзе не принято было акцентироваться на внешности, но в некоторые картины проникала тема красоты, более того – тема стремления к красоте. И это любопытно в том числе как социальный парадокс.
Поэтому давайте рассмотрим несколько интересных примеров кино СССР, где из героинь-простушек делали красоток, причем показывали это с хорошей стороны, как положительное, даже похвальное явление.
1. «Веселые ребята» 1934 г.
Одна из первых советских комедий от Григория Александрова в том числе показала становление героини из домработницы в певицу с замечательным голосом и эффектной внешностью.
Причем грубоватая Анюта изменилась не только внешне, но и в поведении.
Теперь она уже не смеялась над простыми шутками а-ля «на вас большой комар сидел», но вела себя как настоящая звезда. В нее даже влюбился парень, в которого сама она была влюблена давно. Кстати, он тоже значительно преобразился, из простого пастуха став руководителем оркестра, причем в передовом для того времени жанре.
По большому счету это была история о советской Золушке, только метафорической…
2. «Золушка» 1947 г.
А вот сказка Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро показывала Золушку настоящую.
Девушка, работавшая в прислуге у собственного отца и мачехи с ее дочками, благодаря своему хорошему характеру и помощи Феи преобразилась радикально. В нее даже Принц влюбился.
Впрочем, увидев девушку в ее старом наряде, Принц от нее не отвернулся. Даже наоборот.
3. «Весна» 1947 г.
Еще одна комедия Александрова рассказывала о преображении всего и всех. Во многом она даже предвосхитила «Служебный роман» с его переводом «мымры» в красотку. Ну, или по крайней мере в обаятельную Женщину с большой буквы.
Ученая из Института Солнца Ирина Никитина слыла особой крайне серьезной, солидной… даже немножко замшелой. Она была интересным человеком и профессионалом, но неинтересной женщиной.
Но вдруг про Никитину собрались снять фильм, и там ее должна была играть певица оперетты. Эта актриса, вынужденная разрываться между выступлениями в театре и репетициями в кино, попросила Никитину подменить себя на съемках. И вот, играя саму себя, Никитина задумалась о жизни, поняла, что «даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает», и почувствовала в себе женское начало.
В результате она и выглядеть стала совсем иначе (женственно, обаятельно, как настоящая красотка), и даже нашла свою любовь – причем с режиссером, который о ней же и снимал тот фильм.
4. «Королева бензоколонки» 1962 г.
Эта советская комедия Алексея Мишурина и Николая Литуса показывала, пусть и не настолько глобальное, зато двойное преображение:
- из простушки – в интересную профи;
- из интересной профи – в интересную девушку.
Да, может быть, Людмила Добрыйвечер и не стала звездой, как героиня Любови Орловой в «Веселых ребятах». Но звездой дорог (в хорошем смысле) она уж точно сделалась. И в конце фильма нам показали ее триумф, где высокая лестница в кадре была своего рода символом ее преобразования.
5. «Зигзаг удачи» 1968 г.
В ранней комедии Эльдара Рязанова показали еще одну «предтечу» «мымры». Здесь это была сотрудница фотоателье Алевтина Васильевна. Как многие не самые привлекательные женщины, она числилась еще и общественницей.
Однако, получив разными правдами и неправдами определенную сумму денег, Алевтина приобрела прямо-таки роскошные белое пальто и шляпку, добавила к ним кокетливые черные перчатки, почувствовала себя Женщиной и вызвала настоящее восхищение жениха.
6. «Служебный роман» 1977 г.
Легендарное преображение было показано в одной из самых известных комедий Рязанова.
Не только за строгий характер директора статистического заведения Калугину прозвали «мымра». Она еще и выглядела соответственно. Сама Людмила Прокофьевна признавалась: «Превратила себя в старуху… а ведь мне всего 36 лет».
Почувствовав внимание Анатолия Новосельцева, она сначала взяла урок «женоведения» у своей секретарши, а потом, подключив смекалку и сбережения (видимо, неплохие – для статуса начальницы-холостячки), преобразилась так, что ввергла в полный ступор всё свое огромное статистическое учреждение.
Преобразилась Калугина и в поведении. К примеру, в отличие от многих женщин, она сразу начала достойно реагировать на комплименты (в том числе с тайными шпильками): «Теперь я так буду выглядеть всегда».
7. «Отпуск за свой счет» 1981 г.
В советско-венгерском фильме Виктора Титова самая обычная, среднестатистическая девушка влюбилась в красавца. И даже сумела его завоевать.
Правда, не обошлось без ухищрений: Кате Котовой помогло преобразиться участие и даже победа в (пусть и маленьком, местечковом, но все же) конкурсе красоты. А там ей, с одной стороны, помогли «навести марафет», с другой – дали несколько ценных советов.
В результате к ногам Кати пал не только объект ее любви, но и (этак бонусом) его коллега.
8. «Влюблен по собственному желанию» 1982 г.
Для съемок в данном советском фильме Сергея Микаэляна Евгении Глушенко пришлось преображаться дважды:
1) для изначального образа неинтересной библиотекарши. Актрисе увеличили нос, приклеили прыщи. Ей даже пришлось специально поправиться на несколько кило, чтоб добавить своей героине бесформенности;
2) облика, к которому привел ее эксперимент с искусственным влюблением.
Влюбленность пришла настоящая. И наша библиотекарша ближе к финалу представала перед героем уже не со скучным пучком на затылке, но с распущенными (как оказалось, вполне симпатичными) волосами; без лишних (видимо, сброшенных из-за переживаний) кило; с прямой (а не сгорбленной, как ранее) спиной… и главное – с горящими глазами, которые Он отметил особенно.
9. «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 г.
В этой комедии СССР Геральда Бежанова героиня пошла дальше «наведения марафета»: она даже с помощью аутотренинга себя подбадривала.
Кстати, в отличие от Людмилы Прокофьевны, Надя Клюева брови «под наркозом» не выщипывала. А вот на пополнение гардероба выделила неплохую сумму, даже залезла в долги к подруге. Ведь пришлось обращаться аж к фарцовщику – невиданное дело.
Правда, сам объект, ради которого всё затевалось – коллега-красавчик Володя Смирнов, – от Нади голову не потерял. Дело ограничилось эффектом «там несколько человек стоят как парализованные».
Да и Гена Сысоев, с которым в итоге сошлась девушка, был далек от материальных ценностей, в том числе роскошной одежды.
Но в целом Надино преображение позволило ей почувствовать себя Той Самой и Единственной, стать более уверенной – словом, сделало из нее Самую Обаятельную и Привлекательную. Да и Гена, пусть и невнятно, но почувствовал, что она «еще красивее стала». Из уст мужчины, непривыкшего говорить комплименты, это звучало как супер-похвала.
10. «Мартынко» 1987 г.
Давайте вспомним и старые добрые советские мультики!
Так, сказка Эдуарда Назарова в весьма тонкой ироничной форме показывала, как с помощью волшебных яблок радикально похорошели сначала служанка (ей этот артефакт достался на пробу), а потом тощая и неинтересная царевна Раиска.
Увидев, как на его глазах девушка прибавила в формах (причем именно там, где надо было) и даже стала доброй (видимо, раньше ее злой делала худоба), в нее влюбился Мартынко.
Причем реакцию паренька показали довольно забавно. Если до преображения он в сердцах припечатал ее «тигра рогатая», то, увидев обновленной и похорошевшей, сразу назвал нежно по имени и признался: «Мне раньше некогда было, а теперь я вас обожаю!»
И этакая пикантность отчасти переводила мультик из детского разряда во взрослый…