Формула смыслов: почему фильм «Асса» Сергея Соловьева стал культовым

Фильм Сергея Соловьева «Асса» разительно отличался от его предыдущих работ. Режиссер чувствовал веяния нового времени, свежий воздух Перестройки, и понимал, что обществу нужен новый герой.

Умело представив шута по имени Бананан, режиссер дал понять в самом конце фильма, что новый герой должен быть новым во всем, должен уметь вести за собой. И тогда на экране появился Виктор Цой, впервые для широкой публики композицию группы «Кино» «Хочу перемен!».

Но в те годы было много фильмов, скажем так, раскрепощенных, но именно «Асса» стала одним из главных символов начавшихся перемен.

Почему так произошло? Немалую роль здесь сыграла формула наложения смыслов, которые в фильме переплетены за счет нескольких сюжетных линий, в который часто принимают участие одни и те же герои.

Главный лейтмотив – любовный.

Сюжет развивается вокруг классического любовного треугольника: постепенно стареющий криминальный авторитет Крымов, его относительно молодая подруга Алика, которой он когда-то помог в трудную минуту, после чего она осталась с ним, и местный парень Бананан, у которого с Аликой постепенно возникает взаимное теплое чувство.

Именно эта сюжетная линия приводит к главной развязке фильма, когда два участника этого треугольника погибают.

Теперь обратимся ко второй линии – криминальной. Тут режиссер «играет» от личности Крымова, который приехал в Ялту, чтобы завершить несколько своих важных дел, каждое из которых подпадает по статью Уголовного кодекса РСФСР.

На фоне этой линии Сергей Соловьев показывает, как на фоне бравурных советских лозунгов в стране действует организованная преступность. На фоне преступлений Крымова показано загнивание общества.

Когда герой Станислава Говорухина лежит на диване с подругой и слушает по радио песню Джо Дассена, он как раз и сетует на застой в советском обществе. Именно этот застой позволяет Крымову паразитировать на советской экономике.

Не секрет, что за любым крупным криминальным авторитетом в СССР велась слежка со стороны органов. Поэтому в фильме очень хорошо представлена третья линия – чекистская.

Ее главные представители – сотрудники КГБ Вадим – полноватый мужчина с бородой и высокая женщина по имени Елена. Они как тени следят за ключевыми событиями в фильме.

Есть в фильме очень важная историческая сюжетная линия, выстроенная на нескольких эпизодах романа историка Натана Эйдельмана «Грань веков». Почему эта линия важна для фильма?

Во-первых, они дает зрителю ощущение, что все, что происходит в фильме – происходит накануне больших перемен. Именно такое ощущение было в обществе в момент убийства императора Павла I.

Помните пушкинское «дней Александровых прекрасное начало…». Во-вторых, убийство императора как бы указывает герою Говорухин, который читает роман, о том, что петля затягивается, и развязка будет связана с гибелью.

Стоит отметить, что фильм заправлен отличным саундтреком, в которым представлена отличная смесь от ансамбля «Веселые ребята» эпохи Владимира Матецкого до Гребенщикова, Жанны Агузаровой и Виктора Цоя. Музыка рождает свои смыслы и настроения в фильме, но это лишь аккомпанемент к происходящему.

Оцените статью
Формула смыслов: почему фильм «Асса» Сергея Соловьева стал культовым
Ранние неудачи и позднее счастье Валентина Гафта: вовремя подменил Ширвиндта и испугал родителей