«Гайдай мог шиковать после премьеры»: сколько платили советским актёрам и режиссёрам за съемки в кино?

Мечта стать популярным актером (актрисой) кино основана не только на предвкушении славы, частых командировок и знакомства со знаменитостями.

Вознаграждение, или оплата труда при выборе цели тоже стоят не на последнем месте.

Вопрос о том, сколько получают актеры за свой труд, волновал зрителей не только в прошлом столетии, но и в наши дни.

Известные и востребованные артисты жили в достатке, это бесспорно.

Их доходы были в целом идентичны оплате, которую получали работники тяжелого труда, шахтеры, например, а также работники умственного труда – ученые, академики.

У актеров было несколько источников дохода (как, впрочем, и сегодня).

Актеры были официально трудоустроены и «привязаны» к основному месту работы.

Как и все обычные люди, которые работали на каком-то производстве, в организации или кооперативе. Основным местом работы актеров был театр или киностудия.

В частности, Караченцов, Старыгин, Боярский, Янковский, Абдулов и другие актеры были трудоустроены в театре.

Там им числился стаж, назначались оклады и премиальные вознаграждения.

Актер Вячеслав Тихонов, в отличие от них, работал в киностудии, и это было его основным местом работы.

В советское время актеры не могли получать проценты от сборов, как, например, сейчас.

Размер гонорара, полагающегося за съемки в кино, регламентировался нормативной документацией, утвержденной Советом Министров.

В нем, в частности, говорилось, что вознаграждение актерам должно начисляться с учетом значимости роли, а также в зависимости от дарования, востребованности актера.

Сколько же получали в советское время актеры театра и кино?

Примерно по 120 рублей платили студентам, а также лицам, занятым в эпизодических ролях, включая детей.

Представители массовки, как и специалисты по шумам, получали примерно 60 – 85 рублей, ежемесячно.

Помимо основного оклада, актеры, исполняющие главные роли, получали гонорар – единоразовое вознаграждение.

Эту сумму актеры получали, когда съемки были полностью завершены. Ниже приведём статистику:

· Вицин за роль в фильме «Кавказская пленница» получил 3390 рублей, помимо основного оклада.

· Никулин за роль в комедии «Бриллиантовая рука» получил дополнительно к основному ежемесячному окладу 5188 рублей.

· Тихонов за роль в фильме «Семнадцать мгновений весны» получил денежное вознаграждение в сумме 5500 рублей;

· Демьяненко, сыгравший роль Шурика в «Кавказской пленнице» получил 5520 рублей.

Чтобы было понятно, что можно было купить на эти деньги, приведем такой пример: новую машину «Волга» в 1967 году можно было приобрести за 5602 рубля, «Москвича» с конвейера – за 4511 рублей.

Но и это еще не все.

Во время гастролей по провинциям, за авторские выступления тоже можно было получить существенное вознаграждение.

В итоге получается, что доходы актеров советского кино и театра составляли вполне «приличные» суммы.

Сколько платили режиссерам?

Эта категория творческих людей получала еще больше актеров. В частности, за фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Леониду Гайдаю выплатили огромную по тем временам сумму – 18 тысяч рублей!

Те режиссеры, которые участвовали в фильме в качестве актера, получали два вида гонорара – за режиссерскую работу, и за актерскую деятельность.

На что можно было потратить такие «деньжищи»?

Вот этот вопрос вызывал большие затруднения. В те времена все «дефицитные» товары продавались льготникам, по очереди.

Чтобы понять, о чем идет речь, можно посмотреть фильм Эльдара Рязанова «Гараж».

Да, очередники между собой конкурировали достаточно жестко, ссоры могли вспыхнуть между родственниками и близкими друзьями.

Автомобиль, дача, благоустроенная квартира, все эти покупки можно было совершить, когда подойдет очередь.

На ввоз дефицитных товаров из-за границы был запрет, поэтому в Гражданском Кодексе СССР было предусмотрено суровое наказание за спекуляцию.

Так что, кроме денег надо было еще иметь связи, благодаря которым можно было купить дефицитные товары.

Оцените статью
«Гайдай мог шиковать после премьеры»: сколько платили советским актёрам и режиссёрам за съемки в кино?
Почему советский фильм «Карьера Димы Горина» стал лакмусовой бумажкой для современной молодёжи