Один из самых популярных советских фильмов был забракован Худсоветом. Но Гайдай поймал удачу за хвост.
Третьего апреля 1967-го состоялась премьера художественного фильма «Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика». И лента молниеносно стала лидером проката: в том году ее посмотрели 76,54 миллионов советских зрителей – а это почти каждый третий житель Советского Союза. Но фильм вполне мог и не добраться до кинозалов, а все потому что чиновникам не нравилось в нем практически ничего. Так кто же помог картине увидеть свет? Рассказываем в нашем материале.
После грандиозного успеха первой ленты о Шурике – комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – ее создатели решили снять продолжение истории обаятельного студента. Сюжет для следующей картины Гайдаю подкинула пресса.
Однажды он увидел в газете заметку о влюбленном парне, который выкрал девушку из родного дома. Дело было в Закавказье, там кража невесты являлась многовековым обычаем. Тогда режиссеру и пришла идея снять фильм из двух частей, где в первой был бы похожий сюжет. А вторая должна была рассказать об экспедиции, отправившейся на поиски снежного человека на Кавказ. Но редколлегию привлек лишь первый сюжет.
Неопытная Варлей обошла Кустинскую
В 1966 году Наталья Варлей работала эквилибристкой в цирке, за ее спиной была лишь эпизодическая роль в фильме «Формула радуги». Внезапно ей пришло приглашение из «Мосфильма» на пробы на роль в новом фильме Леонида Гайдая. К тому моменту режиссер пересмотрел около 500 претенденток, в том числе Наталью Кустинскую, Анастасию Вертинскую и Ларису Голубкину. Варлей Гайдаю понравилась – особенно когда она сама предложила сняться в купальнике.
«Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской», – воскликнул он.
Какой же фильм о приключениях Шурика без Труса, Балбеса и Бывалого? Но была проблема. Юрий Никулин и Евгений Моргунов, прочитав сценарий, напрочь отказались сниматься. Многое в материале им показалось неправдоподобным и нелепым. Но Гайдай предложил артистам самостоятельно переработать те моменты, которые их не устраивали. К этому процессу была привлечена вся творческая группа – благо, мотивация была достойная. Гайдай закупил несколько ящиков шампанского и за каждую удачную шутку выдавал автору по бутылке из призового фонда. Поговаривают, что Никулин таким образом заполучил целых 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин лишь одну (но даже эту бутылку он отдал, так как являлся заядлым трезвенником).
Демьяненко унесло течением реки, а дублерша Варлей чуть не утонула
Декорации были возведены в павильонах «Мосфильма». Но основная часть натурных съемок проходила с 1 июня по 31 августа в Крыму – в Алуште, а также в окрестностях сел Куйбышево и Демерджи. Психбольницу снимали в Симферополе. А сцена у горной реки снималась отдельно недалеко от Сочи – на реке Мзымта. Во время съемок в массовке приняли участие около 500 крымчан.
Одной из первых отсняли анимированную вступительную сцену фильма. Сначала к забору подходит Бывалый и рисует мелом букву «Х», потом появляется Трус и приписывает «У». В этот момент их замечает милиционер. Но Балбесу удается дописать «…дожественный фильм». Эта сцена была придумана Гайдаем и Никулиным, но советская цензура ее не оценила – пришлось убрать.
Во время съемок актеры сами выполняли трюки. Здесь не обходилось без рисков для жизни. Одной из самых опасных в фильме стала сцена, в которой застегнутый в спальном мешке Шурик падает с обрыва и летит в горную речку. Ее снимали в три этапа, заранее все распланировав. Но кто-то из съемочной группы замешкался и Александра Демьяненко унесло течением бурной реки. Съемочная группа отреагировала оперативно и вытащила актера из воды. Зато эта случайная сцена вошла в финальный монтаж.
Но для некоторых трюков было решено использовать дублеров. Несмотря на то, что Варлей была цирковой артисткой, режиссер не решился позволить ей сигануть в воду со скалы. Для этого дела наняли мастера спорта по плаванию. Та прыгнула… и начала тонуть. Оказалось, что дублерша вовсе не умела плавать и все про себя выдумала – лишь бы сняться в кино.
Не только трюки давались некоторым актерам тяжело. Георгий Вицин был ярым противником алкоголя и отказался пить пиво. Вместо него актеру наливали отвар шиповника. Но тут кто-то из съемочной группы заметил, что в напитке в стакане Вицина должна быть характерная пенка, а ее нет. Пришлось все-таки согласиться на дубль с настоящим пивом. Вицин вообще был не только заядлым трезвенником, но и большим любителем йоги. Иногда приходилось останавливать съемочный процесс, чтобы актер смог помедитировать.
«Кавказская пленница» – это последний фильм, в котором принимала участие легендарная троица Трус Балбес и Бывалый. Говорят, что в отношениях актеров и режиссера произошел раскол еще на съемках короткометражки «Самогонщики». А на «Кавказской пленнице» режиссер был крайне недоволен вызывающим поведением Моргунова, который постоянно со всеми спорил и выражал свое недовольство. Однажды на демонстрацию отснятого материала актер пришел в сопровождении фанаток. Гайдай сделал Моргунову замечание, а тот полез на него с кулаками. Тогда режиссер вычеркнул из сценария все эпизоды с актером.
Поговаривают, что Гайдай обиделся и на Наталью Варлей. Поэтому актриса говорит голосом Надежды Румянцевой, а песни за нее исполняет Аида Ведищева. Якобы режиссер ухаживал за девушкой, но, не получив взаимности решил пойти на своеобразную месть. Но это лишь слухи. Более распространенная версия – режиссер никак не мог найти в голосе Варлей необходимую интонацию, поэтому обратился к профессионалам. Сама Варлей признавалась, что ей было тяжело видеть себя, говорящую чужим голосом.
Когда картина была почти готова, появилась неожиданная проблема. Оказалось, что секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков – созвучную с фамилией персонажа Саахова. Чиновнику это не понравилось. Но Юрий Никулин пожаловался министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, мол, из-за одного человека теперь придется потратить большие деньги из государственной казны и переозвучить чуть ли не половину фильма. Так быстро связалась со студией, ситуация была разрешена.
Но картину Худсовет все равно не оценил, посчитав ее откровенно слабой да еще и антисоветской: коммунист крадет девушку, а честный парень попадает в психушку? Ну как такое возможно?! До показа фильм не допустили. Но тут вмешался его величество случай.
В выходные Леонид Ильич Брежнев, заскучав на своей даче, захотел посмотреть какую-нибудь новенькую комедию. И ему привезли именно «Кавказскую пленницу». Брежнев был в восторге, много смеялся, а после показывал картину своим приближенным. Так что зрители увидели «Кавказскую пленницу» исключительно благодаря хорошему вкусу Генсека.