В поздне-советском фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» каждый герой решал собственные проблемы и все вместе они решали общие проблемы любимой страны. В том числе поэтому Алеша Корсак сбежал из навигацкой школы.
Ему надо было улизнуть из-под возможного ареста. Он, видите ли, приятно с Анной Бестужевой общался… в хорошем смысле: она его курировала в рамках своей любви к искусству вообще и к театру с юными актерами, в частности. А потом ее арестовали по обвинению в заговоре.
Вот прямо со сцены Алеша и сбежал от нагонявшего его надзирателя – штык-юнкера Котова, преподававшего в школе будущих гардемаринов.
И тут Корсаку повезло, что он по младости лет да по очаровательности внешности играл женские роли в театре: в платье своей героини, в парике и даже с мушкой на щеке он смог беспрепятственно уйти от преследователя, который искал курсанта в одежде гардемарина.
Поначалу он в этаком виде попал в карету Анастасии Ягужинской. Она-то его узнала – будучи дочерью Бестужевой, Ягужинская знала актеров обожаемого ею любительского театра. А вот ее спутник, французский дипломат Серж де Брильи, оказался первым, кто не раскусил Алешу: решил, будто Анастасия попросила взять с собой на самом деле девушку.
В итоге оказалось, что Алеша в виде монашки собрался из женского монастыря (куда его завезла Ягужинская) якобы идти по святым местам. А с ним напросилась в попутчицы юная Софья Зотова – чтоб не добираться в одиночку до Новгорода, где жила ее тетушка.
И вот с этой девушкой наш курсант в рясе шли не менее двух недель бок о бок. Вместе обедали, вместе ночевали… опять-таки в хорошем смысле. Ведь Софья все это время видела перед собой… монашку.
Правда, у монашки оказалась весьма коротко стриженная шевелюра. Да и «руки сильные, ноги неутомимые, шпагу, взгляд (как смотрел на меня!)» Зотова заметила, хотя «уличила» только постфактум.
Итак, вопрос: как Софья за столько времени довольно близкого общения умудрилась не признать в Алешке мужчину, воспринимая монашкой?
И дело не только в художественных замыслах авторов фильма и экранизированной книги. Тут всё психологичней.
Причины были следующие.
1. Одежда и актерский опыт
Даже в наши дни многие в традициях пословицы «встречают по одежке». Наверняка вы, уважаемые читатели, хотя бы раз в жизни оказывались в ситуации, когда на улице не ясно – кто перед вами: парень или девушка / мужчина или женщина?
А всё – из-за одежды, манер, движений, жестов, даже тембра. Ведь они могут быть похожими у представителей обоих полов.
Вот и Софья «Аннушку» воспринимала «по одежке» и, видимо, по его игре. Не зря ведь он во столько девичьих ролей в театре воплотился: научился вести себя по-женски.
2. Общественное признание
В монастыре «Аннушку» признали за монашку все, кто с ней / ним встречался. Авторитет же – дело крайне значимое.
Психологи в учебниках приводят такой классический пример. Когда врач пациенту, лежащему на животе, говорит «перевернитесь на живот», тот… переворачивается на спину. И даже не задумывается, что он уже лежит на животе и двигаться не надо. Просто врач дал ему здание перевернуться, он его и выполнил. Вот что значит авторитет = общественное признание.
3. Место встречи
Софья познакомилась с «Аннушкой» в монастыре. А там эта богатая наследница ожидала увидеть исключительно монашек своего пола.
Так что для не искушенной в интригах девушки всё было логично: в рясе рядом с нею идет представительница слабого пола.
4. Малый опыт общения юных дворянок тех лет с кавалерами
Этот фактор был наиболее значим для живших в провинции. Софья могла вообще не знать в подробностях, как они там выглядят, эти мужчины… и снова – исключительно в хорошем смысле.
Вспомните юную героиню кино Андрея Праченко «Одиссея капитана Блада» 1991 г. Эта восторженная особа считала своего жениха – героя Леонида Ярмольника – очаровательным, пока он приходил в гости к ним домой. А потом она столкнулась с ним в его стихии – море – и была крайне расстроена: очаровашка оказался банальным гpyбияном
Подобным образом не совсем адекватно воспринимала своего спутника Софья.
5. Сумбурное состояние девушки
Находясь в стрессе, Софья могла просто не замечать вокруг ничего… и уж тем более разные тонкости да нюансы.
Итак, все названные тут причины в совокупности побудили Софью воспринимать Алешку монашкой. И в данном случае никаких художественных просчетов, натяжек и выcacываний из пальца у создателей кино о гардемаринах не было.
Зато вот какой встречался явный ляп в фильме.
Не настолько Алешка был юным, чтобы не иметь потребности в бритве. Была она у него с собой во время путешествия с Софьей? Наверняка нет. Да и между бритьем у любого мужчины, даже юнца, может появиться щетина, даже если она минимальная – ее заметить можно. Особенно при постоянном общении, когда идешь рядом.
А Софья не заметила. Хотя порой общалась с «монашкой» более чем тесно.
Могла ли Зотова не заметить следов намечающейся щетины спутницы / спутника, даже будучи неопытной на общение с другим полом?
Вряд ли.
И, пардон, но в кадре у актера Дмитрия Харатьяна порой весьма отчетливо был заметен голубоватый след на лице.
Впрочем, мы простим этот недочет съемочной группе. В целом фильм о гардемаринах очень и очень неплох.