«Где находится нофелет?» — «Самая обаятельная и привлекательная» наоборот. Удача или провал?

«Самая обаятельная и привлекательная» — на мой взгляд, лучший фильм режиссёра Геральда Бежанова и сценариста Анатолия Эйрамджана (Бежанов тоже писал сценарий к этой ленте).

У Бежанова фильмов совсем немного, в советское время он снял две короткометражки и четыре «длинного метра» — «Срочный вызов» (1978), «Витя Глушаков — друг апачей» (1983), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) и «Где находится нофелет?» (1987).

Потом был перерыв до 2002 года, и он снял ещё четыре фильма, о которых особо не вспоминают.

Эйрамджан писал сценарии совместно с Бежановым для трёх его советских фильмов, а после перестройки штамповал сценарии для комедий (получилось 24 штуки) и сам же их снимал, приглашая определённый пул актёров: Михаила Державина (Александр Ширвиндт в одной комедии тоже снялся), Александра Панкратова-Чёрного, Михаила Кокшенова, Бориса Щербакова.

Что-то получше, что-то похуже, но фильмы с невысоким рейтингом. Кто-нибудь вспомнит, чем отличаются картины «Бабник», «Моя морячка», «Импотент», «Агент в мини-юбке»?

А «Самую обаятельную и привлекательную» хорошо помнят все, кто смотрел. Неплохо зрители восприняли и ещё одну советскую комедию творческого дуэта Бежанов-Эйрамджан «Где находится нофелет?». Неплохо, но немного похуже. «Обаятельную» посмотрели в прокате почти 45 миллионов зрителей, «Нофелет» — около 16 миллионов.

Тот же заяц, только в профиль, как говорится, сценарии словно под копирку написаны. Хороший человек, только немного неуверенный в своей привлекательности для противоположного пола и безынициативный в этом плане, не может найти свою половинку. В первом случае это Надя Клюева, а во-втором — Павел Голиков.

На помощь приходит некто опытный и знающий, как быстро найти своё семейное счастье. Подруга Нади психолог Сусанна, вооружённая научной теорией привлечения потенциального мужа, и двоюродный брат Паши Геннадий, ловелас и практик, на своём примере показывающий способ «закадрить» незнакомую девушку прямо на улице.

Надя под руководством Сусанны дарила Володе то, чего нет ни у кого: особенный ластик, пекла пирожки (женщина должна быть хозяюшкой) и преображалась внешне, меняя причёску, макияж и покупая дефицитные импортные «шмотки» у знакомого Сусанны, нелегального, видимо, добытчика оных.

Гена добивался того, чтобы девушки развесили уши, остроумным вопросом «Где находится нофелет?», включал своё обаяние, веселил и очаровывал, организуя вечеринку, дарил цветы и шампанское.

Пашу тоже переодевал, преображая его внешне. К тому же, повысил его значимость, втайне от брата вынудив обманом начальницу брата дать Паше неплохую прибавку к зарплате.

В обоих фильмах главные герои трудятся инженерами в каком-то НИИ. Надя ищет жениха среди сослуживцев, но Гена категорически против женитьбы Паши на коллеге. У Геннадия очень строгая и властная супруга, поэтому он сразу отрицает такой поворот, считая работу рядом с женой страшным изуверством.

К концу фильмов оказывается, что муж Сусанны тайно погуливает, а Геннадия его супруга, словно нашкодившего котёнка, отчитывает и волочёт домой, зная за ним такой же грешок — падкость до слабого пола.

Небольшое отличие в том, что Сусанна считает, что её семейная жизнь удалась, пребывая в неведении, а Геннадий даже разводиться собирался! Впрочем, утихомирился и… да тоже, наверное, считает себя счастливчиком, к тому же отцом целого семейства — у него двое детей. Погуливают, заметим, в обоих случаях мужчины.

Опять же, провал миссии в обоих случаях, и Надя, и Паша принимают участие в экспериментах над ними Сусанны и Геннадия, но выбирают тех, кто им давно нравился.

Собственно, версий, почему второй фильм показался некоторым слабоватым подражанием первому (а некоторые считают его чуть и не провальным), я знаю три по отзывам зрителей:

1) На дворе перестройка, новое время, новые песни. Страна устремляется в счастливое новое будущее (ну или катится в пропасть приближающихся 90-х), поэтому Надя, охотно постигая что-то новое для себя, соответствует перестройке. Паша же инертен и старомоден, а потому скучен.

2) Паша — тюфяк, а не охотник. Это немужское поведение, мужчине свойственно добиваться женщины, поэтому Павел не вызывает симпатии.

3) Третий — сценарий оказался слабее в «Нофелете».

Я выбираю третий вариант. Всё-таки «Самая обаятельная и привлекательная» для меня — шедевр, а «Где находится нофелет?» — добротная комедия. Надя Клюева более живая и интересная, а Павел теряется на фоне Гены.

Гораздо ярче окружение на работе у Клюевой, кого ни возьми — интереснейшая личность! В коллективе Паши можно отметить лишь начальницу: «Голикова вы у меня не получите, товарищ Либерзон!».

Сусанна помогает Наде, применяя и какие-то психологические установки, и личные взгляды именно на семью, на женственность и отношения. А от вечеринок Геннадия остаётся впечатление чего-то легкомысленного, девушки попадаются легкодоступные, да и женат он.

В общем, немудрено, что Павел всё время весьма надут и немногословен, не по душе ему такой дым коромыслом. Вульгарнее получилось, хотя в «Обаятельной» коллеги Нади тоже желают познакомиться с девушками в командировке, но выглядит это этичнее.

Финал мощнее в первом фильме. Помните, как Надя идёт с концерта, отдав билеты Володьке с девушкой и зритель хорошо понимает, что свой выбор она сделала. А Павел хоть и решается заговорить с троллейбусной пассией, по-прежнему выглядит как-то неуверенно и озабоченно.

А два первых пункта мне показались слабыми. Социальное про перестройку не выглядит убедительным, а то, что Павел в какой-то степени робок… ну, знаете ли, есть огромное количество фильмов, в которых робкий и скромный мужчина или вообще подкаблучник, тем не менее, вызывает симпатию.

Я думаю, оба фильма можно с удовольствием пересматривать и сейчас, они добрые и смешные, только в первом — женщины-охотницы (ученица и учитель), а во-втором охоту на противоположный пол объявили мужчины. Я лично не считаю вторую картину провалом, но мне поинтереснее первая.

Как вы считаете, «Где находится нофелет?» получился хуже «Самой обаятельной и привлекательной»? А, может быть, лучше, или вы любите или терпеть не можете обе ленты?

Оцените статью
«Где находится нофелет?» — «Самая обаятельная и привлекательная» наоборот. Удача или провал?
После звездных ролей, он не побоялся играть в ментовских сериалах — Сан Саныч или Виктор Костецкий, актер прожил всего 73 года