Гениальное предвидение Антона Чехова. Фильм «Плохой хороший человек» 1973 года

Как Антон Чехов и Владимир Высоцкий показали всем зарождение фашизма ещё в девятнадцатом веке.

Ровно полвека назад, в 1973 году, состоялась премьера художественного фильма режиссёра Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Картина стала второй в СССР экранизацией повести Антона Чехова «Дуэль».

Впервые по этому произведению был снят одноимённый фильм в 1961 году режиссёрами Татьяной Березанцевой и Львом Рудником на киностудии «Мосфильм». И картина имела успех у зрителей.

Но Хейфиц решил снять это произведение по-своему. В его фильме главный акцент сделан на контрасте главных героев. Где два друга в реальной жизни (Даль и Высоцкий) очень убедительно сыграли почти несовместимых между собой личностей (Иван Лаевский и Николай фон Корен).

Режиссёру пришлось приложить немало усилий, чтобы подписать на главные роли этих артистов. Официального запрета на съёмки Высоцкого в СССР не существовало. Но неофициально, под разными предлогами его старались не пускать на всесоюзный экран.

В любых ролях, какие бы Высоцкий ни играл, у него ярко проявлялся бунтарский дух, который он невольно передавал всем своим персонажам. И в этом власть видела главную опасность, исходящую от этого актёра.

Олега Даля чиновники также считали бунтарём. Хотя Даль никогда не делал каких-то резонансных поступков или откровений, как Высоцкий. Но его «тихое бунтарство» на экране, они считали не менее вредным и опасным для советских зрителей.

Когда Хейфиц попытался взять в свою картину Даля, ему показали приказ директора «Ленфильма», в котором был запрет на съёмки нескольких советских актёров на ленинградской киностудии.

В этом списке был и Олег Даль. Основанием для такого запрета были якобы частые нарушения этими артистами производственной дисциплины.

Позже режиссёр рассказывал, что из сотен различных актёров, которые в разное время снимались на «Ленфильме» были лишь единицы, которые никогда ничего не нарушали.

Например, кумир ленинградской публики, знаменитый актёр Игорь Владимиров, в силу своей занятости в театре в разы чаще срывал съёмки, чем тот же Даль. Но его в том списке нарушителей не было. Так что все понимали, что это лишь повод для того, чтобы избавиться от «неблагонадёжных» актёров.

Хейфецу пришлось идти на приём к директору киностудии, чтобы добиться его личного разрешения взять на роли Олега Даля и Владимира Высоцкого. И тот такое разрешение дал. Хотя худсовет потом всё равно сопротивлялся.

Так получилось, что я сначала посмотрел оба фильма и лишь потом прочитал повесть Чехова. Причем прочитать захотелось именно после второго фильма с Далем и Высоцким.

Нельзя сказать, что мне не понравился первый фильм, где роли Лаевского и Фон Карена сыграли Олег Стриженов и Владимир Дружников. Но прочитать Чехова в оригинале мне захотелось именно после фильме Хейфица.

Лично мне кажется, что ближе к замыслу автора всё-таки второй фильм. В котором наиболее широко раскрыты психологические портреты героев. Ведь недаром в некоторых городах даже путались с названием фильма и на афишах писали «Плохой и хороший человек» подразумевая, что речь идет о разных людях.

Но сам Хейфиц говорил, что никакого союза там быть не может. Так как название фильма об одном человеке. И этим человеком является каждый из двух героев. Потому что в каждом из них есть как хорошее, так и плохое.

А в идейных убеждениях фот Карена Хейфиц углядел первые признаки зарождения фашизма, которые ещё в XIX веке Чехов достаточно чётко показал.

Картина с успехом прошла в кинотеатрах страны и отправилась за наградами на международные кинофестивали, где получила призы в Италии и США.

Оцените статью
Гениальное предвидение Антона Чехова. Фильм «Плохой хороший человек» 1973 года
Подзабытый фильм Александра Митты «Гори, гори моя звезда» вспомнили в связи с недавними откровениями Елены Прокловой