Георгию Милляру всегда хотелось сыграть великого полководца Суворова. Однако ему доставались роли разной нечистой силы, и в его исполнении они были наиболее реалистичными. Он был чертом и водяным, а также его помнят, как лучшую Бабу-Ягу.
Несмотря на безмерную любовь к детям, актеру не удалось познать счастье отцовства, а сам актер ушел из жизни в нищете. Почему легенда кинематографа оказалась забыта в преклонном возрасте? В чем тайна смерти в забвении любимого миллионами телезрителей сказочного актёра?
Советский француз
Наверное, мало кто знает, но настоящее имя Георгия Милляра — Жорж Милье и он француз по рождению.
Актер родился в далеком 1903 году в столице России. Его отец Франц – богатый французский аристократ, который переехал в Москву, чтобы работать инженером-мостостроителем. Его избранницей стала Елизавета Журавлева – дочь капиталиста, владельца золотых приисков в Иркутске. Пока не наступила революция, все семейство жило в достатке и спокойствии. Воспитанием маленького Жоржа занималась гувернантка. Однако перемены в стране обернулись проблемами для главы семейства. Он был лишен достатка, имени и статуса. Опасаясь репрессий, ему пришлось сменить фамилию на Милляр.
Жорж был одаренным ребенком. Он проявлял успехи в учебе, владел несколькими языками. С малых лет он увлекался театральным искусством, и всегда знал, что станет актером. Во время Первой мировой Жору воспитывал дедушка, который проживал в Геленджике.
После школьной скамьи он сразу устроился на работу бутафором в стенах местного театра. Он досконально изучил все постановки, однако его не замечали режиссеры. Но одним прекрасным днем к нему повернулась удача. Ему предложили сыграть Золушку вместо заболевшей актрисы. Учитывая, что он знал весь репертуар, с подменой проблем не возникло. Зрителям было невдомек, что главная героиня – мужчина. В будущем Жоржа регулярно ставили на подмену. Со временем актеру доверили главный образ. И это сильно порадовало юношу.
Возвращение актера в Москву состоялось в 1924. Там он поступил в юниорскую Школу. Это бывший столичный театр Революции. Однако экзамены он едва не провалил. Члены комиссии были разочарованы, пока он не станцевал. Танец потешил строгое жюри и молодого человека приняли. Внешность Жоржа была не примечательной, не говоря о кошмарной дикции. Поэтому мечтать о значимых ролях не приходилось. Однако спустя годы режиссерам удалось превратить недостатки в преимущества. Роли по большей части были неказистыми, всякая нечисть или старцы.
Георгию повезло, когда начали снимать «Василису Прекрасную». Режиссеру нужна была необычная кандидатура, чтобы сыграть Бабу-Ягу. На ее роль даже пробовалась Фаина Раневская, но режиссеру хотелось, чтобы персонаж был страшным. А у большинства получалась плохая пародия на нечисть. Это был звездный час Жоржа. Он буквально навязал свою кандидатуру, и убедил всех, что устрашающий образ не под силу женщинам. Ведь им не привычно перевоплощаться в чудовище, а ему это не составит труда.
Милляр тщательно подошел к подготовке, вникая в каждую мелочь в поведении знакомых и незнакомых скандальных старушек. Мимика, жесты, походка все интересовало актера. И старания были вознаграждены. Баба Яга в его исполнении получила признание по всему Союзу. Этот персонаж закрепился за ним в нескольких сказках Александра Роу.
Вживание в образ
Актерское ремесло стало смыслом жизни для Георгия Милляра. Он готов был пожертвовать буквально всем, чтобы заполучить роль. Чтобы сыграть Бабу-Ягу, ему пришлось полностью обрить голову так, что даже не осталось бровей. Он ходил в громоздком гриме круглосуточно. Для него это была не просто игра. Он буквально проживал каждый момент, перевоплощаясь в нечисть.
Милляр был чертом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Ему приклеили прямо к голой коже шерсть. Это все, что было надето во время съемок на актера. Причем съемки проходили, когда на улице был мороз. Ему даже пришлось съехать в таком виде с ледяной горки. Учитывая сложность грима, актеру приходилось постоянно ходить в нем.
Интересный факт, что Милляр стал первой Бабой-Ягой на телеэкранах. Особого образа у персонажа не было, кроме сказочных описаний. Поэтому современные ассоциации с нечистью – это заслуги актера. Зато в обычной жизни он абсолютно отличался во внешности и в характере от киношного героя. Милляра знают как тихого, доброго, спокойного и скромного мужчину. Он не ездил на авто, и по несколько лет ходил в одних и тех же вещах. И это несмотря на то, что возможности были. Никто из окружения актера не догадывался, почему ему достаются маргиналы и алкоголики.
Нищета и забвение
Георгий Милляр был женат на своей соседке. Многим тогда казалось, что актер, наконец, достиг мечты о долгожданной семейной идиллии. Супружеская пара выглядела странновато. Щуплый небольшой Жорж смотрелся нелепо рядом со статной Марией. Жена была под стать наседки, которая обхаживает своих птенцов. Она заботилась и дарила душевную теплоту мужу. Ходила практически на все спектакли и съемки, и это было вызвано не недоверием, а боязнью, что никто не сможет позаботиться о нем. Казалось, что Мария – это ангел-хранитель Георгия.
Когда умер главный сказочник СССР, Александр Роу, Георгий остался без работы. Роли, которые ему мог предложить знаменитый режиссер, попросту отсутствовали. Постепенно Милляр был забыт как кинематографистами, так и зрителями. По мнению актера, ему так и не удалось сыграть многие роли. Ведь его мечтой был серьезный образ великого полководца Суворова.
Когда не стало Роу, Милляр играл по большей части второстепенных незначительных героев. Соответственно получал мизерный гонорар. Чтобы выжить, ему приходилось выступать перед публикой на творческих вечерах. Он не бросал работу практически до последнего дня. Даже в глубокой старости он брался за любую роль, и не брезговал съемками во второсортных фильмах.
Знаменитому актеру выдали собственную жилплощадь в 70-летнем возрасте. Это была малогабаритная двушка на отшибе столицы в значительном удалении от метрополитена. Таким образом, отметили талантливую игру артиста в советском кинематографе. Хотя Милляр никогда не сетовал на жизнь, и не владел ни автомобилем, ни дачей. Народным артистом его признали на 85 году жизни. В 87 он стал пенсионером, лишенным даже крошечной зарплаты за эпизодические роли.
Остаток лет актер с супругой прожили бедно. Плюс ко всему у обоих было плохое зрение. Начались проблемы с самообслуживанием. Гильдия Актёров вспоминала о Милляре и даже прислала своих представителей. Они периодически готовили еду, чтобы старики не умерли с голоду.
Георгию Францевичу Милляру совсем чуть-чуть не удалось дотянуть до 90-летнего юбилея. Его смерть, как и жизнь в старости была тихой и незаметной.
Воли такая история.