Георгия Милляра знали все советские дети, хотя актер признавался, что адресовал твои роли, прежде всего, взрослым. Над его образами Черта, Кощея Бессмертного, Бабы Яги смеялись десятки миллионов зрителей, а он говорил, что играл серьезные роли, ведь сказка и юмор – дело серьезное.
В беседах разных лет Георгий Францевич Милляр рассуждал о том, что такое сказка, почему ему доверили роль Бабы Яги, и кто его главный учитель в кино.
РОЛЕЙ НЕ СОСЧИТАТЬ
— Началось все это с детства. Я мечтал о театре, кинематограф начался позже. Родился в 1903 году в Москве, в 1910 году пошел в школу. Потом поехал на лето в Геленджик к дедушке и бабушке. Обратно ехать было нельзя, потому что из-за Гражданской войны перекрыли сообщение.
В Геленджике в итоге я прожил пять лет, работал в городском театре бутафором. Иногда меня даже выпускали на сцену кого-то заменять из актеров.
— Сколько ролей сыграл в кино – перечислить невозможно. Список такой, что памяти не хватит. Но основной мой учитель в кино – это все-таки Александр Роу. Мы с ним как-то понимали друг друга, даже в житейских пустяках.
— Мои образы в фильмах Роу мы создавали вместе. Бывали споры и разногласия. Мне очень нравился идеалистический подход к сказке. Это делало сказку серьезным делом. Сказка – это очень серьезное дело.
ЧЕТЫРЕ БАБЫ ЯГИ
— У нас в картинах Роу выработалась такая традиция: чтобы мне и моим коллегам играть две-три роли и столько же эпизодов. Сказка многое берет из жизни. Например, моя соседка по квартире подарила много материала на Бабу Ягу. Ее я сыграл четыре раза, и они все немного разные. Это из-за жанровых особенностей. Баба Яга – страшная в одном сценарии, в другой – комедийная, где-то должна быть посмешнее, а в последнем сценарии она даже кокетливая.
— Физическая нагрузка, конечно, большая. По земле валяться, бегать, падать. Немолодая актриса просто не выдержит. К тому же Баба Яга – персонаж грубоватый. Ну, и актриса будет следить за тем, как она выглядит – только гример отвернется, она сразу губы накрасит. Поэтому роль доверили мне.
— В искусстве всегда хочется иметь не только сослуживцев, но и единомышленников. Художник-гример Софья Филенова – такой человек, мы с ней создавали образы вместе.
ПОМОГ ДЕТЯМ В ОСВОЕНИИ ЮМОРА
— Сказки Роу создавались для взрослого зрителя. Спасибо, что и дети смотрят. Человек без юмора – это несерьезный человек. Юмор надо воспитывать в детях. Юмор – не зубоскальство, а мудрость.
— Свои работы я адресую взрослой аудитории и даже немного побаиваюсь детской аудитории. Поймут – не поймут. Но они принимают, как и взрослые. Если я помог детям в освоении юмора, то считаю свою задачу частично выполненной.