Героический фильм режиссёра-обладателя Кубка Муссолини и Сталинской премии

Фильмография режиссёра Бориса Барнета очень богата, в ней десятки работ. Но лишь небольшая часть из них заслужила серьёзный интерес зрителей, а сегодня и вовсе помнятся лишь считанные его ленты. Конечно же, главным фильмом Барнета навсегда остался «Подвиг разведчика» — приключенческая картина, снятая в послевоенном 1947 году и моментально вошедшая в число фаворитов аудитории.

Именно за этот фильм, которым, по мнению ряда критиков, открылась эра героико-приключенческого кино в СССР, Борис Барнет получил Сталинскую премию. А вот Кубок Муссолини, некогда бывший главным призом Венецианского фестиваля, он получил ещё до войны за ленту «Окраина» (1934).

Интересна «Окраина» в том числе и тем, что в ней впервые появился молодой актёр, начинавший в самодеятельности и стремившийся попасть на экран. Парню и в самом деле удалось пробиться в кино, и уже с первых ролей его заметили. Спустя годы этот парень превратится в один из символов советского кино, ведь это был Николай Крючков, которому на момент съёмок «Окраины» было чуть за 20 и которого открыл для кинематографа Борис Барнет. Барнет снимал актёра почти во всех своих фильмах, появился Николай Крючков и в одной из последних лент режиссёра — фильме «Поэт» (1957).

Идея снять картину о послереволюционных событиях в Одессе принадлежала знаменитому писателю Валентину Катаеву, который в этом городе родился и вырос. В Одессе Валентин Катаев начал путь и как писатель, он был знаком с представителями местного литературного мира, часть которых позже перебралась в Москву (как и сам Катаев).

Валентин Катаев сам написал сценарий. В кино он работал ещё с довоенных времён, так что сценаристом был опытным. Любопытно, кстати, что почти параллельно с «Поэтом» снимался другой фильм по сценарию Валентина Катаева — «Время, вперёд!» (режиссёр Михаил Швейцер). Главным героем «Поэта» стал молодой поэт, стоящий на стороне революции и, даже попав в сложную переделку, когда в город пришли белые, не отказавшийся от своих идей.

Юный Николай Тарасов — завсегдатай литературных вечеров (есть устойчивое мнение, что прототипом Тарасова был друг Валентина Катаева поэт Эдуард Багрицкий. ОДнако в кадре герой внешне больше походит на Сергея Есенина, да и в стихотворения его больше в есенинском ритме. Но в целом образ Тарасова скорей собирательный, чем имеющий определенного прототипа).

На одном таком вечере Николай ссорится с революционером Царёвым и его помощницей Ольгой Даниловой. Однако чуть позже поэт и Царёв подружатся, а с Ольгой у Николая начнутся очень трогательные романтические отношения. В Одессе же зреет контрреволюционный мятеж, и в числе противников советской власти — давний знакомый Тарасова поэт Сергей Орловский, который, в отличие от Николая, имеет дворянское происхождение.

Орловский и Тарасов в самом прямом смысле теперь оказываются по разные стороны баррикад, и Николаю и его возлюбленной Ольге грозит расстрел.

Роль талантливого, яркого и пылкого Николая Тарасова получил молодой актёр Сергей Дворецкий. Можно утверждать, что и его тоже для кино открыл Борис Барнет: Сергей уже появился в нескольких фильмах, но в малозаметных эпизодах, а Барнет доверил ему главную роль, и актёр был в ней органичен. Собственно, во многом именно благодаря Сергею Дворецкому лента и получилась такой интересной и заставляющей переживать за поэта. После премьеры о «Поэте» высказался популярный советский поэт и коллега экранного Николая Тарасова Михаил Светлов:

«Я видел много исторических картин. Обычно их главные герои были так заняты своей историчностью, что им некогда было жить, радоваться. А поэт Тарасов — герой Барнета, Катаева и Дворецкого — радуется. Он эту радость не из книг вычитал. Эта радость — его отношение к жизни. <…>

Сергей Дворецкий — очень одарённый молодой артист. Ему досталась трудная роль — у него больше приключенческих, чем драматических ситуаций. Таков характер фильма, но вот это я недостатком не считаю. Не всегда надо тяжело переживать на киносеансе, иногда хочется просто по-доброму улыбнуться».

Роль коварного Сергея Орловского получил Всеволод Ларионов, в роли революционного матроса Царёва — Николай Крючков, его помощником стал Пётр Алейников, ну а возлюбленная Николая Ольга — это Изольда Извицкая.

Не менее прекрасны тут актёры второго плана: мать Тарасова сыграла Зоя Фёдорова,

его машинистку — Вера Алтайская, а в начале фильма в качестве томной декадентской поэтессы появляется Рина Зелёная.

Аптекаря и поэта-любителя Арчибальда Гуральника, внёсшего в фильм комическую нотку (на поэтическом вечере он читает реалистичный стих из цикла «Глаза Сатаны»!) сыграл Иосиф Колин (это его дебют в кино), его колоритную супругу мадам Соню Гуральник — Ольга Викланд.

В совсем небольших ролях Георгий Вицин и Георгий Георгиу,

Григорий Шпигель и Эмманиул Геллер, Валентин Гафт и Евгений Моргунов.

Зрители познакомились с «Поэтом» в начале 1957 года, в год, когда отмечалось 40-летие революции. Фильм не имел резонанса, хотя аудитории в целом он понравился. Достоинств у него действительно много: сюжет занимательный, главный герой — харизматичный, второстепенные персонажи яркие (особенно чета Гуральник). В очередной раз отмечу великолепное качество плёнки и насыщенные цвета.

По сегодняшним меркам «Поэт»немного наивен и прямолинеен, но, думаю, с учётом его возраста, это простительно.

Вместо резюме посоветую мемуары Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Если не читали, то при случае познакомьтесь. Совершенно прелестное произведение о молодости и молодых. А ещё там почти нет имён, там только прозвища, которые дал Катаев литераторам двадцатых, которых сейчас называют классиками. Отгадывать, кто скрывается за тем или иным псевдонимом, — это особое удовольствие от книги. Как вы думаете, какие поэты двадцатых могли бы скрыться за именами Командор и Королевич?

Оцените статью
Героический фильм режиссёра-обладателя Кубка Муссолини и Сталинской премии
«Три плюс два»: за что актёры попали в милицию и почему Миронов расстался с Фатеевой