Героиня Натальи Кустинской — жалкая женщина

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) гораздо интереснее пьесы Михаила Булгакова. Пьеса так себе, а фильм – гениальный. И даже отсебятина Леонида Гайдая смотрится великолепно. Но об этом уже написано слишком много… Вообще, в советских комедиях довольно часто попадаются эпизодические герои, которые не просто забавны или примечательны – они являются великолепными находками и – вишенками на торте. В конце текста – некоторые ссылки на таких (иной раз даже безымянных) персонажей.

В киноверсии Гайдая есть роскошная блондинка, имени которой мы тоже не знаем. Её нет в списке действующих лиц у Булгакова, зато её поминают Якин и Зиночка во время ссоры – он объясняет, что «проходил с ней сцену», как и в фильме, но выясняется, что Зина впервые видит пассию режиссёра, а тот оправдывается, что девица будет играть всего-навсего крохотный фрагментик, и ему она вовсе не нравится, ибо курносая. Персонаж Натальи Кустинской – шикарная модница и совсем не курносая.

Гайдай сделал из реплики – полноценные эпизоды, украсившие киноленту. Чем интересна эта дамочка? Сочетанием шика с карикатурностью. Комическая прелестница на грани грубого шаржа. Она торчит на съёмках, где Якин любуется другой актрисой (Наталья Селезнёва, на мой взгляд, красивее и гармоничнее Натальи Кустинской, но в Кустинской больше особой притягательности), а та, вторая, кокетливо причёсывается, строит глазки, потом — яростно поплёвывает в тушь «Ленинградская»…

Тогдашняя тушь для ресниц требовала капельку воды, но дамы как правило плевали. Затем любвеобильный Якин пытается выбрать из них «единственную». Конечно, Зинаида лучше. Но и блондинка – ого-го. Неказистый режиссёр доволен – за него сражаются богини. Ни одной из них он не люб сам по себе. Но, в отличие от Зиночки, блонда-в-белом смотрится жалкой. И её – именно жалко. Она так хочет понравиться, так желает утвердиться, что ей не терпится сообщить о своём триумфе многочисленным Вавочкам, Галочкам, Анютам и Шурочкам.

Заметим, что девушка на ходу придумывает умопомрачительные лав-стори — как в буржуйской мелодраме или романах о любви короля к бедноватой, но фигуристой маркизе. Её гаденько пользуют – причём, вместо более ценной добычи, а она уже сочинила, что её уговаривают лететь в Гагры, да и вообще вот-вот будет свадьба. К слову, очень современный типаж – сейчас таких тоже навалом в Инстаграме. Но вернёмся Москву в начала 1970-х – после эпохальных бесед с Вавочками блондинка исчезает – мы её больше не видим, что ещё больше подчёркивает её жалкость.

Да, это сновидческая реальность изобретателя Шурика и на киностудии нет никакого Якина, и блондинки тоже нет, но тем не менее, персонаж – фееричен, а Кустинская преотлично справилась с этой маленькой ролью. Доводилось читать, что актриса играла …сама себя — она, мол, не особо талантливая, и потому всю жизнь пыталась делать карьеру за счёт мужчин, слетавшихся на её красоту, как мотыльки на лампочку. Но, вопреки логике, сгорела она сама, а не мотыльки… Правда, это уже совсем другая история.

Источник

Оцените статью
Героиня Натальи Кустинской — жалкая женщина
Почему безобидную на первый взгляд комедию «Блондинка за углом» в СССР собирались запретить