Герой мелодрамы «Птицы наших надежд» (1977), как и Григорий Печорин, живёт среди людей, но не с ними.
Отчуждённость, отсоединённость, отстранённость от них — его основное качество, но неумение сживаться и сопереживать другим подвижного, вечно куда-то мчащегося кинооператора Амира не тяготит. Скорей, даёт ему возможность быть собой.
Правда, тяготит это качество окружающих, но Амира это мало волнует. Фильм режиссёра Эльёра Ишмухамедова стал настоящим бенефисом Юрия Каморного, который, увы, уже через несколько лет ушёл из жизни, не дожив даже до 40 лет.
Эльёр Ишмухамедов громко заявил о себе уже дебютным фильмом «Нежность» (1966) как автор с собственным видением реальности и выразительным почерком. Позже выйдут два своеобразных продолжения «Нежности»: фильмы «Влюблённые» (1969) и «Какие наши годы!» (1081), объёдиненные не столько героями, сколько жизненной философией. В начале семидесятых Ишмухамедов начал пробовать себя и как сценарист, и вторым таким опытом и стала лента «Птицы наших надежд». Мысль сделать фильм о человеке, несущемся по жизни и не замечающем других, Эльёру Ишмухамедову подарил реальный, на первый взгляд, малозначительный случай: как-то режиссёр возвращался с очередных съёмок и увидел, что на дороге лежит мёртвая птица. Рядом неподвижно стояла другая птица, не обращавшая внимания ни на машины, ни на людей. Это были степные куропатки, которые не живут в одиночку. Так и родился замысел истории, где главный лейтмотив в том, что человек не может жить сам по себе. Сцена с куропатками, кстати, в фильме есть.
На главную роль Эльёр Ишмухамедов пригласил Юрия Каморного, хотя раньше с ним не работал. Об этом выборе он говрил так:
«Я искал актёра, способного сыграть несколько отстранённо, обозначая определённые черты характера, а не раскрываясь через них. Актёр, сквозь взгляд которого просвечиает душа, на роль Амира не подходит. У Амира должна быть чётко отработанная маска человека холодноватого, достаточно проницательного, умеющего держать окружающих на расстоянии».
Этот образ идеально подошёл Юрию Каморному, и, по мнению ряда киноведов, роль Амира — одна из лучших в карьере актёра.
По сюжету у Амира есть некоторая душевная привязанность — милая женщина Лия и её сын-детсадовец Андрейка. Их связь длится уже несколько лет, Амир свой в доме Лии, Андрейка даже просит Амира остаться навсегда. Но стоит Амиру очутиться на загородной прогулке без Лии (та не смогла поехать), как у него уже вновь бурлят чувства — его завораживает девушка Дина. Как потом расскажет Дина, они уже встречались когда-то, и она серьёзно влюбилась в Амира, но тот даже не обратил на неё внимания. Сейчас же он готов ради неё забыть Лию, но Дина видит, что Амир слишком закрыт, и уезжает.
Правда, через время пишет письмо, где вновь говорит о любви, которую так и смогла победить, и Амир тут же бросается к Дине, вновь оставляя Лию. Ему кажется, что он влюблён, он везёт Дину к приёмной матери, спасшей его во время войны и даже намерен представить Дину как невесту, но оказывается, что мать умерла, а он так долго не общался с родственниками, прикрываясь занятостью на работе, что даже не знал этого. И Дина осознаёт, что Амир, возможно, и будет физически рядом, но душевно он всегда будет где-то далеко. Возвратившись домой, Амир никак не может достучаться до Лии (она случайно узнала о его связи с Диной), а спустя ещё какое-то время он узнаёт, что Лии не стало, а Андрейку отдали в детский дом. Это не финал, раскрывать подробности дальше не буду.
На роль Лии утвердили Наталью Сайко, в роли Дины — Ирина Печерникова. Обе актрисы тоже удачно вписались в образы. Наталье Сайко вообще нередко приходилось играть женщин умных, но не слишком удачливых, а Ирина Печерникова с первых же ролей запомнилась как героиня на распутье.
Съёмки фильма заняли почти год, хотя по сюжету, сезоны меняются, как минимум, несколько раз. Очень много съёмок было на натуре.
Эльёр Ишмухамедов вообще считался противником павильонных съёмок, не любил искусственные декорации и часто и много работал на натуре. Как раз поэтому основная черта стилистики его лент — единение человека и пространства, человека и мира, человека и природы.
К тому же главный герой «Птиц наших надежд» — кинооператор, и режиссёру хотелось показать, каков Амир в работе, и подчеркнуть, что именно тут он отдаётся своей натуре, в профессии, а не в отношениях. По этой причине в картине много вставок, стилизованных под современную хронику: уборка урожая, танковые учения, мотогонки. И тут стоит отметить, что Юрий Каморный в основном принимал в них участие сам, не прибегая к помощи дублёров, даже когда это было физически сложно (как на тех же мотогонках) и опасно.
Зрители увидели фильм «Птицы наших надежд» в начале 1977 года. Показатели были довольно скромные — 4 миллиона за год, сейчас лента мало известна. И это как раз тот случай, когда работа всерьёз недооценена. Может, причина в том, что снималась она на республиканской киностудии «Узбекфильм» и потому не получила широкого проката. Но посмотреть советую, это поистине эстетская и в чём-то философская история. Конечно, рекомендую поклонникам Юрия Каморного (себя к таковым не отношу, но считаю его актёром крайне интересным и самобытным). А Эльёр Ишмухамедов ещё во время съёмок так охарактеризовал будущую картину:
«Это будет грустный фильм. Процент потерь у героя большой. Слишком много наделал он ошибок. Для меня очень важна мысль, заключённая в словах Амира: «Человек полжизни делате ошибки, а полжизни пытается их исправить». К сожалению часто мы начинаем действовать раньше, чем духовно созреваем. И мне хочется сказать: торопитесь исправлять ошибки».
А вас этот фильм натолкнул на мысли о собственных ошибках?