В мае 1978 года, в советских кинотеатрах начался показ снятой годом ранее социальной драмы «Прыжок с крыши».
Картина настолько отличалась от всего, что снимали киностудии СССР, что ее вообще ни разу не показали по советскому ТВ. Хотя в кинотеатрах фильм посмотрели более 8 млн. зрителей. Мало для Советского Союза, но не катастрофично. «Ленфильм» точно отбил все затраты на производство.
Для меня «Прыжок с крыши» один из самых странных советских фильмов. Нет, это никакой не арт-хаус, здесь понятная фабула, прекрасные диалоги и узнаваемый советский быт конца 70-х. Никакого эстетского занудства.
Как-никак, автор сценария – один из главных кинодраматургов в истории советского кино Евгений Габрилович. Герой Соцтруда, лауреат Сталинской и Ленинских премий.
Странность в том, что главный герой картины (Народный артист РСФСР Виталий Соломин) и оболганный ученый (Народный артист РФ Анатолий Адоскин), которого он защищает, совсем не выглядят героически, да и вообще не вызывают ни капли жалости и сострадания.
Оба типичные неудачники, неприспособленные к быту, ничего кроме своей работы, не считающие важным.
Не случайно, что в адрес одного, что другого раздаются эпитеты, типа «размазня» или «моральный урод».
А мерзкая, по задумке авторов фильма, злодейка, прекрасно сыгранная Народной артисткой РСФСР Ларисой Малеванной, наоборот, единственный живой и приятный персонаж.
Я не буду рассказывать сюжет, только опишу завязку. Финансовый ревизор (Соломин), проверяющий бухгалтерские книги в научном институте, случайно узнает, что один из сотрудников совершил великое открытие.
Но ученый (Адоскин) — человек неамбициозный, неконфликтный, а, честно говоря, просто «мямля». Привыкший, что за него все решает жена.
Директор института (Малеванная) отправляет покорного сотрудника на пенсию, чтобы забрать его открытие себе. И только ревизор, вообще не имеющий отношения к науке, встает на защиту гениального ученого. Причем вопреки его желанию.
В борьбе за правду герою Виталия Соломина придется потерять самого близкого человека, и при этом зритель так и не поймет, зачем была принесена такая жертва?
Фильм легко можно найти в сети. А посмотреть его можно еще из-за прекрасного актерского состава. Если перечислять только Народных артистов, то второстепенные роли сыграли Майя Булгакова, Зинаида Шарко, настоящая княгиня Эдда Урусова и даже Георгий Штиль, которого совсем невозможно узнать в эпизоде.
Кстати, «Прыжок с крыши» первый совместный фильм Виталия и Марии Соломиных, через год они, вместе, сыграют в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
В фильме прямо говорится, что ему 28 лет, а ей только исполнилось 18. На самом деле супругам Соломиным соответственно 36 и 27 лет.
Некоторые сюжетные линии и диалоги, тогда вполне естественные, сегодня выглядят довольно странно. Нет, это не упрек авторам картины, а скорее показатель того, как изменилось общество.
Например, дружба главного героя с маленькой соседкой. Сегодня бы взрослого мужика, постоянно заигрывающего и уединяющегося с девочкой детсадовского возраста, скорее всего бы сдали в полицию или надавали ему тумаков. Но в 1978 году это никого не смущало.
А героиня Ларисы Малеванной, мать-одиночка, все время сыплет комплименты супруге главного героя и порывается поцеловать героиню Марии Соломиной. Вроде девушка напоминает ей дочь, но сегодня зрители подумали бы совсем другое.
Ну и вишенка на торте. Бывшая возлюбленная главного героя (ее замечательно сыграла мало снимавшаяся актриса Алина Ольховая, супруга режиссера картины Владимира Григорьева) называет героя Виталия Соломина «голубым». Дословно их диалог звучит так:
— Видишь ли, люди бывают разных цветов… Даже в полосочку, в крапинку… А вот ты – голубой!
— Как это понимать?
— Самый непрактичный цвет, быстро становится сереньким.
Как видим, бывшая тоже весьма критично отзывается о главном герое. Но обращу внимание на другое: в 1978 году слово «голубой» вообще не несло никакого негативного оттенка или двусмысленного значения в русском языке.
И в завершение. Картина про советских неудачников, точно достойна того, чтобы ее посмотреть. И высказать свое мнения о том, могут ли быть приятными бесхарактерные мужчины. Жалкие слюнтяи.