Фильм «Виват, гардемарины!» 1991 года является прямым продолжением классического мюзикла «Гардемарины, вперёд!» вышедшего в 1987. Настоящий хит своего времени, покоривший сердца миллионов советских зрителей. Получилось ли у продолжения выдержать высокую планку, заданную в своё время оригиналом? По моему мнению, скорее нет, но давайте обо всём по порядку.
Начнём, пожалуй, с самой распространённой претензии – замена актёров. Всем полюбившегося Владимира Шевелькова, сыгравшего в первой части князя Оленева, в продолжении заменили на Михаила Мамаева. У меня нет какой-то личной неприязни к актёру, тем более, со своей задачей он справляется вполне неплохо, просто сам факт сильно сбивает с толку.
И ладно вы заменили актёра на роль одного из главных героев, почему нельзя было хотя бы попытаться сделать Оленева похожим на себя из первой части? Это ведь совершенно разные люди, а во времена Екатерины Великой, насколько я знаю, пластических операций в России ещё не делали.
Почему Шевелькова не позвали на съёмки продолжения? Такое странное решение было принято по инициативе режиссёра Светланы Дружининой, с которой у него сложились не самые лучшие отношения во время съёмок первой части. Я, конечно, всё понимаю, но личная неприязнь не должна вмешиваться в рабочий процесс, а уж тем более, когда речь идёт о подборе актёров на главную роль.
Впрочем, знаете, я могу закрыть глаза на замену актёра. С трудом, и всё же могу. А вот очевидные «дыры» в сценарии я уже никак не могу просто простить. В основе своей сюжет не очень сильно отличается от первой части, потому что наша главная троица гардемаринов всё ещё продолжает свои похождения, попутно пытаясь разрешить кучу возникающих проблем, участвуя в разного рода дворцовых интригах.
Однако складывается такое ощущение, словно сценаристы (всё те же Дружинина, Юрий Нагибин и Нина Сороткина) решили сделать историю гардемаринов более сложной и глубокой, тем самым подложив себе под ноги грабли.
В фильме обильное количество абсолютно неинтересных сцен. Очень большой акцент сделан на унылых интригах вокруг Принцессы Фике (Кристина Орбакайте). Во-первых, сама Орбакайте в роли наследницы престола, как мне показалось, смотрится совсем неорганично.
Во-вторых, она является чуть ли не новой главной героиней сиквела, при этом персонаж толком не прописан и присутствует в истории просто ради галочки, потому что нужно кого-то поставить на роль будущей императрицы.
Много внимания уделяется второстепенным сюжетным линиям, из-за чего повествование ощущается очень скомканным, перекроенным и запутанным. Не динамичным, а чересчур перегруженным ненужными событиями. Уследить за всем происходящим на экране порой невозможно, ну или просто не возникает желания наблюдать за очередным банальным похищением, не ведущим никуда и заканчивающимся ничем.
Бесспорно главной проблемой является полное противоречие литературному первоисточнику. По всей видимости, Дружинина решила добавить много отсебятины, а в итоге получилась смесь из реальной истории и полностью вымышленной нелепицы.
В попытках угнаться за накалом страстей и повышением градуса драматизма сценаристы совершенно позабыли о том, чем зрителей зацепила первая часть. «Гардемарины, вперёд» была простой приземлённой историей о дружбе между тремя молодыми людьми. В ней было место для дворцовых расследований, но наше главное трио всегда оставалось в центре повествования, а сюжет был предельно простым и понятным. Это и есть главная ошибка всего фильма.
Сценаристы, в попытках сделать продолжение более комплексным и глубоким, сами поставили себе палки в колёса. А ведь можно было изысканным образом вывести Оленева из сюжета, а Мамаев сыграл бы нового гардемарина, попавшего к основному составу. Такая сюжетная линия отлично вписалась бы в основную идею «Гардемаринов» – определение настоящей крепкой дружбы.
Сможет ли новый участник заменить собой Оленева и как Корсак с Беловым будут справляться с уходом своего товарища? Фильм уже мог бы получиться гораздо серьёзнее и драматичнее первой части, выдерживающей лёгкое весёлое настроение, при этом не уходя в откровенный фарс, состоящий из абсурдных нудных событий, отодвигая главных героев на второй план.
Вообще, что вы думаете по поводу сиквела «Виверт, гардемарины»? Думаете, стоило снимать продолжение без Шевелькова?