Главный киноляп с преследованием Фокса в «Место встречи изменить нельзя», на который далеко не все обращают внимание

И снова мы возвращаемся к одному из лучших образцов жанра «советский детектив». Что уж поделать, если в этом многосерийном фильме, вышедшем аж 35 лет назад, и сегодня можно найти множество интересных моментов. Настоящая бессмертная классика, благодаря которой я в своё время и познакомился с моим любимым детективным жанром.

Но всё же мы здесь собрались не чтобы обсудить и без того очевидные плюсы картины «Место встречи изменить нельзя», а скорее наоборот – поговорить об одном достаточно заметном ляпе, на который абсолютное большинство зрителей совсем не обратило внимания.

Начнём с небольшого предисловия. Большую часть «Места встречи» снимали в декорациях киностудии. Особенно это касается всех сцен внутри помещения. А вот улицы, городские пейзажи и так далее в основном доснимали уже в Москве, являющейся непосредственным место действия.

В фильме немало экшн-сцен, однако одна из них запомнилась мне особенно ввиду своей масштабности – преследование Фокса. Я с открытым ртом наблюдал за тем, как огромный многотонный грузовик Студебеккер завис на краю, после чего свалился в реку Яузу – сцена получилась по-настоящему впечатляющей, в том числе и с технической точки зрения.

Она вышла насколько масштабной, что многие моменты приходилось корректировать и добавлять уже в процессе монтажа. Если что, снимали её между Электрозаводским мостом и Казанской железной дорогой.

Конечно, такие сложные съёмки не могли обойтись без проблем. Началось всё с того, что Высоцкий толком не мог полноценно появится в кадре. Просто режиссёр тогда дал артисту отпуск на целый месяц, поэтому Владимира Семёновича в этой погоне совсем мало: он сам появляется только под конец, когда Жеглов голыми руками разбивает стекло грузовика.

На бумаге всё выглядело достаточно просто: Жеглов разбивает специально поставленное тонкое стекло и высовывается наружу, пока «под» кадром его поддерживает один из участников съёмочной группы. На деле же всё получилось не так просто, ведь у актёра получилось пробить стекло лишь с третьего раза, так ещё и ко всему прочему сильно поранил руку, из-за чего ему пришлось отменить ближайшие концерты.

И ладно бы только рука Высоцкого, главный вопрос состоял в том, а каким вообще образом можно красиво построить кадр с падением Студебеккера в воду? Причём попытка была всего лишь одна, ведь много таких грузовиков утопить не получится. Во-первых, затратно с точки зрения бюджета, во-вторых, создание этой сцены само по себе трудоёмкое и крайне рискованное.

Изначально в кабину водителя не планировали сажать людей, по понятным причинам. Несмотря на это, приглашённые профессиональные автогонщики Владимир Жариков и Олег Федулов настояли на обратном, проявив желание рискнуть.

Пришлось даже подписывать письменное соглашение, что в случае чего режиссёр не несёт никакой ответственности за жизнь и здоровье каскадёров. Жариков был дублёром Фокса, а Федулов «сыграл» водителя.

Так мы плавно подобрались к одному достаточно заметному ляпу. Когда Фокс выбирается из воды, он выползает не через пассажирское сидение, где он находился, а через водительское.

Просто Жариков, в отличие от Федулова, не подпёр дверь в кабину деревяшкой, отчего она просто не открылась. Несостыковка? Более чем. При желании её можно списать на то, что у Фокса как бы по сюжету просто дверца не открылась, вот пришлось пользоваться вторым выходом, но даже так смотрится это немного странно.

А ведь и это не самое главное – в кадре нет водителя! Неужели он утонул? На самом деле по сюжету он выжил, а актёр выплыл наружу, просто так получилось, что Федулов оказался снаружи чуть раньше, поэтому и не попал в итоговую версию. Я, если честно, в детстве реально был уверен, что у водителя просто не получилось выплыть, благо всё оказалось гораздо проще.

Удивительно, как за такую работу каскадёрам заплатили всего каких-то 50 рублей. Да, неплохие деньги по тем меркам, но оплата никак несоизмерима с такими высокими рисками.

Просто тогда люди работали за идею, хотели создавать искусство и стать частью чего-то великого, а не просто заработать. Вот поэтому в советском кино сплошь и рядом одни шедевры, а среди современных отечественных, и не только, такое найти — нужно постараться.

Оцените статью
Главный киноляп с преследованием Фокса в «Место встречи изменить нельзя», на который далеко не все обращают внимание
Почему советские женщины мечтали о таких мужьях? Раскрываем секреты успешных мужчин в СССР