Голливуду и не снилось: поздний советский кинематограф, как прыжок из прошлого в неизвестность

Многие помнят, что поздний советский кинематограф порадовал зрителей рядом шедевров в жанре фарса и фантастики.

Хоть существовал в годы СССР и прообраз 3D – стереокино и даже спецэффекты – шедевром Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза» искренне восхищались в Голливуде и даже копировали отдельные трюки с «пепелацем», акцент в фильмах 1980-х годов был сделан на социальной фантастике, обращенной больше к внутренним переживаниям человека, нежели к внешним «чудесам».

Давайте вместе вспомним на конкретных фильмах, которые сегодня вновь актуальны и дают фору многим современным кинокартинам.

«Город Зеро». Режиссер Карен Шахназаров. 1988 год

В поздний период короткой актерской судьбы Леонид Филатов снялся в трех удачных кинокартинах, вошедших в золотой фонд отечественного кино – «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова, «Сукины дети», где Филатов выступил в качестве режиссера и сценариста и, собственно, «Город Зеро» — фарс, абсурдистское путешествие в особое место, в котором царят правила Кафки.

Недаром именно этот фильм позже стали изучать на кафедрах политологии в нескольких американских вузах – через несколько лет после выхода картины развалился Союз и происходящее в стране стало развиваться будто по сценарию шахназаровского фильма.

Здесь нет ни одного спецэффекта, однако эффект психологический от просмотра подвигнет человека думающего порассуждать и о судьбах родины, и о собственном предназначении в этом мире.

Сюжет: инженер столичного машиностроительного завода Алексей Варакин (Филатов) прибывает в небольшой городок с рабочим визитом – ему необходимо согласовать технические моменты на местном предприятии, с которым сотрудничает его завод.

С этого момента главного героя начинают преследовать странности и несуразицы, которые местным жителям кажутся абсолютно нормальными, а Варакина повергают в ступор.

Однако постепенно гость привыкает к происходящему вокруг и даже прекращает попытки покинуть город, пока ему не предоставляется шанс, возможно, последний.

Яркие и запоминающиеся роли Леонида Филатова, Олега Басилашвили, Владимира Меньшова, Армена Джигарханяна и Евгения Евстигнеева.

Одна из лучших киноработ советского периода Карена Шахназарова.

«Зеркало для героя». Режиссер Владимир Хотиненко. 1987 год

Именно после просмотра этого фильма мой друг и коллега заметил: «А ведь Голливуд отдыхает!» И был прав – помните фильм «День Сурка», название которого стало нарицательным?

Так вот, идея, воплощенная в этом американском фильме вторична. Впервые ярко и оригинально она была представлена в фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя».

Да так представлена, что, чем ближе к финалу картины, тем интереснее и динамичнее сюжет, а финальная развязка действительно и не снилась Голливуду.

Недаром фильм Владимира Ивановича рекомендуют для просмотра школьникам – глубокая философская подоплека, основанная на вечном конфликте отцов и детей, вкрапленная в эксцентричный и захватывающий сюжет вкупе с отличным саундом и актерскими работами сделали этот фильм достоянием кинофонда СССР. А потом и России.

Сюжет: 38-летний Сергей Пшеничный после ссоры с отцом по поводу идеалов прошлого и настоящего идет на концерт Вячеслава Бутусова, где знакомится с бывшим горным инженером Андреем Немчиновым, который недавно освободился из тюрьмы, где провел пять лет за аварию на шахте.

Гуляя после концерта Сергей и Андрей становятся свидетелями съемки фильма про ограбление Сберкассы.

Немчинов вспоминает, что в период его детства на самом деле ограбили банк. После этого Пшеничный запинается и падает. Когда он встает, оба героя попадают на 38 лет назад – в 1949 год.

В новой реальности каждому предстоит заново найти свое место в жизни, взглянуть на себя со стороны и понять, что он на самом деле стоит.

Прекрасные актерские работы Бориса Галкина, Ивана Бортника и Сергея Колтакова.

Дом под звездным небом. Режиссер Сергей Соловьев. 1990 год

Советский российский режиссер Сергей Соловьев даже свои ранние фильмы «Сто дней после детства» и «Станционный смотритель» снимал для творческой элиты.

Эти картины отличали фирменные соловьевские черты – медленно развивающийся сюжет, акцент на внутренних переживаниях и музыке, под которую легко заснуть даже стоя.

Другое дело — самая известная трилогия Соловьева, снятая на рубеже 80-90-х годом, стартовавшая с культовой «Ассы», запечатлевшая тихое народное безумие в «Черной розе – эмблеме печали» и перешедшая в настоящий фарс в «Доме под звездным небом».

Начавшись со сцены фантасмагорического ужина на дачу преуспевающего партийного деятеля и ученого Башкирцева (Михаил Ульянов), после появления странного гостя, распиленной пополам жены и нечистых сил, прибывших с Лубянки, сюжет становится настолько запутанным и невероятным, что порой успеваешь только сделать за игрой отдельных актеров, коих здесь в избытке – Александр Абдулов, Александр Баширов, Михаил Ульянов.

С помощью хитросплетения небылиц Соловьев рассказывает о гнившей советской системе, взяточничестве и молодежи, на которую через компромиссы своих родителей на ощупь идет в будущее.

Оцените статью
Голливуду и не снилось: поздний советский кинематограф, как прыжок из прошлого в неизвестность
Из-за какой нелепой случайности стране довелось потерять великого, украинского актера