Каждая роль в их исполнении — шедевр, ставший классикой.
Есть актеры, кропотливо взращивающие свой талант. А есть те, кого природа наградила харизмой, врожденной интеллигентностью, легкостью, простотой и другими качествами, присущими гениям. Следующую пятерку советских актеров нельзя назвать просто талантливыми людьми, каждая роль в их исполнении — шедевр, ставший классикой.
Евгений Евстигнеев — от Корейко до профессора Преображенского
Евгений Евстигнеев успел поработать электромонтером, слесарем, состоял в коллективе самодеятельности. В 20-летнем возрасте будущий актер поступил в Горьковское театральное училище. И лишь в 1956 — в тридцатилетнем возрасте окончил студию МХАТ.
Евстигнеев дебютировал в кино, когда ему был 31 год. Первая его роль — Петерсон в фильме «Поединок». Позднее актер снялся в более чем 100 фильмах, преимущественно во второстепенных ролях. Каждая его работа — шедевр, который можно использовать для обучения молодых актеров.
Первая серьезная работа Евстигнеева — роль директора Дынина, управляющего пионерлагерем в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Режиссер Элем Климов признавался, что он не просто подобрал нужного артиста, он писал роль под него.
Евгений Александрович полностью оправдал надежды режиссера, став самым востребованным исполнителем характерной роли. На лицах зрителей до сих пор появляется улыбка от крылатой фразы «Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка».
Ему достаточно было появиться в кадре на несколько минут, чтобы зрителю полюбился фильм, а его его роль запомнилась на века. Так было в «Берегись автомобиля», где актер появился на 2 минуты в роли режиссера народного театра. А сказанный им текст: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» врезался в память миллионов.
Сам актер рассказывал, что принимал предложение сыграть роль, если она его чем-то привлекала или вызывала в нем ненависть. В картине «Берегись автомобиля» Евстигнеев согласился воплотить человека от искусства, на самом деле мало что понимающего в этом, чтобы показать зрителю, что каждый должен заниматься своим делом.
Тонкой подачей комедийной игры Евстигнеева зрители могут насладиться в киноромане «Золотой теленок». Актер покорил зрителя ролью подпольного миллионера Корейко — новой жертвы афериста Остапа Бендера.
Профессор Преображенский из «Собачьего сердца» у многих зрителей ассоциируется именно с Евстигнеевым. Фильм моментально признали хитом, текст разобрали на цитаты и выучили наизусть. Невозможно даже представить, чтобы кто-то сыграл лучше него, ведь Евгению Александровичу удалось максимально достичь оригинала.
Каждая роль Евстигнеева достойна внимания и обсуждения. Актер считал себя любопытным. По его мнению, настоящий художник не должен терять интерес к людям, независимо от того, нравятся они ему или нет. Для воплощения своих героев артист не жалел времени и сил, работал всегда на полную катушку.
Не впадать в благость, или самые известные роли Иннокентия Смоктуновского
В конце 1957 года Большой драматический театр впервые представил постановку «Идиот». Спектакль пользовался огромной популярностью, каждый житель Советского Союза желал лично увидеть необычного князя Мышкина, хвалебные статьи о котором писали все критики наперебой. На тот момент актера Иннокентия Смоктуновского никто не знал, только некоторые зрители успели заметить его в фильмах «Убийство на улице Данте», «Как он лгал ее мужу» и «Солдаты».
Первоначально роль князя была предложена Пантелеймону Крымову, но после срыва им первой репетиции режиссер Георгий Товстоногов отказался от него.
Малоизвестного Иннокентия Смоктуновского он пригласил по рекомендации Евгения Лебедева, знакомого с ним по фильму «Шторм». Актер рассказывал, что играть эту роль ему было очень тяжело, а коллеги просили избавить их «от этой киношной немощи».
Награду за лучшую мужскую роль вручили Смоктуновскому за работу в фильме «Девять дней одного года». Актер предстал перед зрителем в образе физика-теоретика. По окончании съемок артист вздохнул с облегчением, что все закончилось. Он считал, что испортил картину своим участием. Фильм имел головокружительный успех, его показывали на кинофестивалях в Австралии, Чехословакии и Соединенных Штатах.
Экранизация «Гамлета» 1964 года поразила не только советских зрителей, но и публику в Лондоне во время показа фильмов, снятых по произведениям великого писателя. Зарубежные критики восхищались игрой Смоктуновского, его убедительностью и чувственностью. Режиссер Козинцев рассказывал: когда он увидел Иннокентия Михайловича в фильме «До будущей весны», то больше не испытывал сомнений касательно исполнителя на роль датского принца.
Артист сформулировал правило, которое стало его жизненным кредо — человек должен почувствовать правду внутреннего мира роли и тогда характер этого образа подскажет пластику, голос, тембр, поступки, движения. Смоктуновский принадлежал к категории актеров процесса — он не пытался выстраивать роль, он следовал за автором, стремился воплотить внутреннюю логику персонажа.
Михаил Ульянов: из комсомольцев в ворошиловские стрелки
С 1942 года юный Михаил Ульянов начал посещать театральную студию, которая и привила ему любовь к профессии актера. В 1944 году будущий народный артист поступает в студию при Омском драматическом театре, а с 1946 года продолжает учебу в Театральном училище им. Б. В. Щукина.
Затем Михаил Александрович играет в театре и лишь 1960-е годы начинается период создания Ульяновым гениальных и незабываемых образов в кино. В 1964-м он сыграл знаменитого Трубникова в «Председателе» — своей игрой он смог показать всю тяжесть того времени, когда действительно привязывали коров, чтобы они не падали от изнеможения. Герой прошел войну, а мирная жизнь оказалась ничуть не легче.
Затем был доведенный до отчаяния мятежник Митя Карамазов из «Братьев Карамазовых» в 1968 году. Как позже рассказывал Ульянов — эта роль была непрерывным стремлением понять, почему люди так плохо живут.
Когда режиссер Озеров предложил Ульянова сыграть роль маршала Жукова в фильме «Освобождение», артист сначала отказался от предложения, так как понимал всю ответственность. Ульянов осознавал, что одно неловкое движение и зритель обозлится на него, ведь Жуков был народным героем, символом правды и справедливости.
Любопытно, что великий полководец сам выбирал актера на роль самого себя. Он увидел Михаила Александровича в фильме «Председатель» и решил, что именно этот артист должен его играть.
Эта работа Михаила Ульянова, как и многие другие, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, роль маршала Советского Союза была сыграна им настолько хорошо и правдоподобно, что актер стал ассоциироваться именно с этим героем.
Фильмография актера насчитывает 119 фильмов. Последняя значимая работа Ульянова — циничный вор «Отец» в «Антикиллере». Михаил Александрович не скрывал своей радости — ему нравилось изображать хриповатость и манеры поведения дона Корлеоне из «Крестного отца». Коллеги и поклонники были слегка удивлены выбором маэстро, недоумевали, что могло подтолкнуть актера с внутренним благородным стержнем на исполнение роли откровенного негодяя.
Андрей Мягков — абсолютный народный герой
Отец Андрея Мягкова не видел сына актером, поэтому настоял на поступлении в Ленинградский технологический институт. По окончанию учебы, гений советского кино немного потрудился в Институте пластических масс.
Во время любительского фестиваля «Лесная песня» актерские способности Андрея отметил один из педагогов Школы-студии МХАТ и посоветовал пересмотреть специальность. Итогом этой беседы стало окончание в 1965 году курса В. П. Маркова и трудоустройство в театр «Современник».
В кино Андрей Мягков дебютировал в 1965 году — он сыграл дантиста Чеснокова в комедии «Похождения зубного врача». Знаменитое исполнение хирурга Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или С легким паром!» обернулось для Мягкова всенародным признанием.
Сам Мягков не очень любил роль, принесшую ему ошеломляющий успех. Режиссер представил Лукашина как любителя выпить, из-за чего публика повесила этот ярлык на актера, хотя в жизни Мягков не пил.
Анатолий Новосельцев из «Служебного романа» — следующий шедевр в фильмографии артиста. Застенчивый офисный работник — культовая работа, вышедшая на экраны в 1977 году и не теряющая популярности до сих пор.
Полюбился зрителю и Семен Хвостов из фильма «Гараж». Здесь Мягков играет роль простуженного лаборанта, исключенного из списка пайщиков гаражного кооператива «Фауна».
«Ирония судьбы. Продолжение» — один из последних шедевров актера. Андрей Мягков сыграл постаревшего хирурга Евгения Лукашина в ремейке культовой картины. Постсоветский фильм уже не содержит «легкого пара» как в названии, так и в сюжете. Позднее Мягков совсем перестал сниматься в кино. Причины вполне понятны — не нашлось места великому народному герою в современной кинотусовке.
Лучшие роли неповторимого Евгения Леонова
Мечтать об актерской карьере Леонов начал еще в детстве — в школе он посещал театральный кружок. В военные годы Евгений бросил учебу, устроился на авиационный завод. Затем Леонов поступил в приборостроительный техникум, но мечта о работе в кино не оставляла его и через три года он поступил в Московскую театральную студию.
Евгений Леонов начал сниматься в 1948 году. Кинематографических список одного из лучших советских актеров насчитывает 113 ролей. Комедия «Полосатый рейс» вышла в 1961 году и сделала артиста популярным.
Артист с удовольствием и огромной самоотдачей играл в комедийных фильмах, но всегда мечтал о серьезных ролях. Ему казалось, что его комедийная внешность не позволит убедить зрителя в трагическом сюжете.
С его мнением не согласился режиссер Владимир Фетин и пригласил сыграть в фильме «Донская повесть», вышедшем в прокат в 1964 году. В соответствии с сюжетом артист казнит собственную супругу, предавшую его. Евгения Леонова поначалу даже напугало подобное предложение, он засомневался, что сможет быть убедительным.
Следующей яркой работой артиста является картина «Джентльмены удачи» (1971 г.). Актер прекрасно справился с перевоплощением из заведующего дошкольным учреждением в преступника Доцента. Картину по настоящее время смотрит вся страна в преддверии нового года.
Миллионы зрителей до сих пор наслаждаются великолепной игрой этих актеров. Пронзительные, убедительные, настоящие — каждый старался прочувствовать роль, максимально приблизиться к оригинальной задумке. Уникальная игра Мягкова, Леонова, Евстигнеева, Смоктуновского, Ульянова — шедевр, наследие для будущих поколений, образец для молодых актеров.