тема, в нём раскрытая, актуальности ничуть не утеряла, а, возможно, стала даже более острой, чем прежде.
Сценарий о женщине, запутавшейся во лжи, написал Олег Руднев. Любопытно, что почти параллельно фильму на той же Рижский киностудии режиссёр Алоиз Бренч снимал по другому сценарию Олега Руднева многсерийный телефильм.
В отличие от кинокартины телефильм стал всесоюзным хитом, ведь это была сегодня уже культовая «Долгая дорога в дюнах» (там, кстати, тоже в центре внимания женщина).
Экранизировал сценарий «Помнить или забыть» Янис Стрейч, режиссёр зрелый и опытный. На главные роли были утверждены хорошо известные аудитории актёры — Людмила Чурсина и Гирт Яковлев, сыгравшие супружескую чету Янсон.
И тут ещё одно пересечение с «Долгой дорогой в дюнах»: и Людмила Чурсина, и Гирт Яковлев снялись и в телефильме, правда, в ролях второстепенных.
В начале драмы «Помнить или забыть» аудитория наблюдает благополучную и обеспеченную семью, живущую в хорошей квартире в Риге. Её глава Николай — успешный чиновник, у него красавица-жена Нина и обожаемый сынишка Янис. Пара недавно вернулась из заграничной командировки и выглядит счастливой.
Но постепенно разворачиваются картины из прошлого. Там, в прошлом, Нина и Николай живут вдвоём и наслаждаются друг другом. Детьми они пока не обзавелись: сначала этому мешала болезнь Нины, потом хотелось пожить для себя.
Но в какой-то момент Нина обращает внимание, что муж привязан к соседскому мальчику, и решает родить ребёнка, хотя врачи против. Против и Коля, который любит жену и опасается за её здоровье.
Но Нина, руководимая посылом
«если к 40 годам твой дом не наполнился детскими голосами, он наполнится кошмарами»,
всё-таки рожает. Мальчика, сына, наследника. Николай вне себя от счастья. Но в роддоме случается страшное: малышу требуется срочная операция, его отправляют в детскую больницу, а через пару дней Нине сообщают, что мальчик погиб.
Эта новость — кошмар наяву, но ещё больший кошмар для Нины — рассказать всё мужу, поскольку для него это будет убийственно и разрушит и его мир, и его жизнь.
Но тут весьма кстати только что родившая соседка Нины по палате пишет отказ от своего ребёнка, и Нина тут же принимает решение забрать этого новорождённого мальчонку, ничего не говоря Николаю и выдав за их сына.
И теперь наконец всё устаканилось: родные и друзья рады за супругов, поздравляют и празднуют приход в мир ещё одного Янсона. Но внезапно Нина получает ещё одну новость:
на самом деле её родной сын жив! Из опасений разочаровать мужа Нина после долгих колебаний всё же отказывается от родного ребёнка и на несколько лет забывает о его существовании.
Мальчика усыновляет медсестра, которая за ним ухаживала в больнице и привязалась к нему.
Но теперь, по прошествии лет, в Нине вдруг проснулись истинно материнские чувства. Да, у неё есть сын, но ведь где-то есть ещё и её кровный ребёнок, тот, которого она родила сама. Она разыскивает медсестру и начинает её преследовать, пытаясь вернуть сына, с которым она когда-то рассталась по собственной воле.
И что будет, если об этой давней трагедии узнает Николай, для которого его сын Янис — самое важное, что только может быть в жизни?
В других ролях в фильме появились латышские исполнители Регина Разума, Дзидра Ритенберга, в эпизодах — Паул Буткевич и Ивар Калныньш.
Снимали ленту в Риге, где и разворачивается сюжет. В фильме есть любопытные детали. Так, голос героини за кадром периодически произносит мантры в духе аутотренинга: «Моё дыхание непринуждённо, легко и ритмично…. Мне хорошо….
Я всё забыла, забыла» и подобные. Сосед знакомит её с гороскопами. Зодиакальное созвездие Нины — Весы, на что сосед выдаёт комментарий, кое-что подчёркивающий в натуре женщины:
«при стечении обстоятельств Весы способны на предательство».
В кадре мелькнули картины знаменитого литовского художника Микалоюса Чюрлёниса. Ну и, конечно, нельзя не обратить внимание на необычное музыкальное сопровождение. Янис Стрейч отказался от современной музыки и сделал выбор в пользу классики.
За кадром «Помнить или забыть» постоянно звучит музыка итальянцев Джованни Перголези и Антонио Вивальди, включая мощные «Времена года», и это сочетание невероятно захватывающее, оно на буквально на физическом уровне погружает в водоворот событий, затянувших и душащих Нину.
В общем, фильм очень нетривиальный, но, разумеется, не на каждый день. Смотреть рекомендую, если захочется кино для размышлений.
А как вы думаете, у Нины, воспитывающей усыновленного мальчика и знающей, что где-то живёт её родной сын, есть какой-то разумный выход?