«Горьких ощущений в жизни актера много»: любимые роли и провалы Ростислава Плятта

В 75-летний юбилей, который Ростислав Плятт отметил 40 лет назад, актер рассказал трех своих самых любимых ролях и трех провалах. У великого актера, по его словам, был роман с хорошими ролями, а по поводу плохих он был рад, что о них не писала пресса.

А еще Ростислав Янович поведал о работе с режиссером Марленом Хуциевым, с которым поработал на съемочной площадке как раз перед своим 75-летием.

В фильме «Послесловие», который вышел в год юбилея артиста, он играет своего ровесника, который прошел войну, заглянул смерти в глаза, и сумел сохранить вкус к жизни, способность радоваться ломтю хлеба и бокалу вина. Ростислав Янович в этом фильме говорит зрителю, что минута жизни – это целая минута Жизни. И каждая такая минута неповторима.

ЛИШНИЕ СЛОВА

— Это роль – кусочек моего сегодняшнего счастья. До этого я никогда с Марленом Мартыновичем не работал. Тут он мне прислал сценарий, который я прочитал залпом и сразу полюбил. Хуциев – художник трепетной и изящной души, — признавался Ростислав Плятт.

Действие фильма происходит в камерной обстановке – в квартире. Хуциев догадался вывести двухкомнатную квартиру в мир при помощи разных приемов, например, показывает самолет в небе по телевизору. Это делаем картину широкой, а не привязанной к одному месту ,выводит ее на большие разговоры о том, как жить.

— Мой герой научился всему радоваться, и он человек « с лишними словами». Сейчас люди очень экономно говорят. Сегодня не услышишь поэзии, говорят какие-то обиходные вещи – купил то-то, достал то-то. А вот его умение говорить стихами, афористические фразы делают его милым мне, этого человека «с лишними словами». Мне милы эти «лишние слова», — говорит актер.

Хуциеву надо верить, признавался Плятт. Например, если он говорит: «Вот тут побренчите ложечкой о стакан». Не надо спорить, так и надо. Он слышит и чувствует все в картине.

РОМАНЫ С ТРЕМЯ РОЛЯМИ

Когда человек принадлежит театру, и это есть его основное занятие, как было у Ростислава Плятта, то все эмоциональные вещи связаны только с этим делом.

— Я часто думаю о том, что почему-то не идет роль. Мир черен, люди враги, жизнь безнадежна. Роль пошла, и сразу небо голубое, люди вокруг прелестны. Так мы и существуем, если говорить по совести, — говорил Плятт.

Роман с тремя ролями относится к давнему периоду творчества актера. По его признанию, роман с ролью, это когда роль врезалась в твою судьбу навсегда по каким-то веским и обоснованным причинам. И, вспоминая какой-то период жизни, ты вспоминаешь, прежде всего, о ней.

— У меня было три таких случая. Первый относится к 1938 году, когда театр Юрия Завадского, в котором я проработал почти полвека, был в Ростове, мы поставили спектакль «Дни нашей жизни», и я там сыграл ярко отрицательную роль фон Ранкена. Этот мерзавец стал любимейшей для меня фигурой, потому что я впервые почувствовал, что я сижу в шкуре образа. Это для меня было настоящей радостью.

— Второй такой радостью стала роль Аркадия Бурмина в пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». Я сыграл второго положительного героя – человека прекрасной души. Эта была моя первая положительная роль в карьере, потому что до этого я играл мерзавцев всех оттенков, отравлял, убивал, а тут сам погибал на сцене от фашистской пули. Это было в 1941 году, потом спектакль шел в войну.

— Третья такая роль, я по ней тоскую, потому что никогда не смогу ее сыграть, это чеховский Тапер. Это инсценированный рассказ, совершенно непопулярный, это трагедийный вопль несостоявшегося таланта. Тапер приехал издалека в Москву учиться, но судьба не сложилась. Эти роли – самое любимое мною, что было сделано на сцене.

— Я считаю свою судьбу счастливой, потому что у меня в репертуаре почти нет ролей нелюбимых. Повезло. Такого романа с тремя ролями больше не будет, хотя свои сегодняшние роли я люблю. Я с удовольствием играю Реавича в «Шторме», и роль генерала Фицбатресса в постановке «На полпути к вершине», и «Тему с вариациями», оставленную Сергеем Юрским, где я играю человека высокой морали Дмитрия Николаевича. Приятно его устами говорить залу о высоте любви.

ПРОВАЛЫ

По словам Ростислава Яновича, горькие минуты в жизни талантливого актера, это когда что-то не ладится. Таких горьких ощущений в его жизни было много. Было три крупных провала в карьере Плятта.

— Это было в «Горе от ума» в ростовском варианте, когда Юрий Завадский играл Чацкого, а я – Скалозуба. Но як Скалозубу не имею никакого отношения. Если играть в «Горе от ума», то Репетилова может быть. А там я пыжился, выдавал несуществующий голос, кряхтел. Это все было мне чуждо.

— Был еще давний случай, когда Завадский ставил «Вольпоне», где я играл нотариуса Вольторе. Страшный случай, который я помню недоброй памятью. И странный случай – должен был сыграть Болинброк в «Стакане воды». Не вышел. Может я был слишком молод для этой роли. Все эти показательные провалы, соль их в том, что они не были правдивы, единственной, что мы ценим в профессии. Я там пыжился.

Актер признавался, что ему везло в том плане, что его жизнь с прессой сложилась благоприятно. Он был актер, которого часто хвалили на страницах газет и журналов. О провалах Ростислава Яновича не писали.

Оцените статью
«Горьких ощущений в жизни актера много»: любимые роли и провалы Ростислава Плятта
«Доживем до понедельника»: как Ростоцкий снял свой самый необычный фильм