Горькое разочарование от курортного романа: забытый советский фильм, который сегодня не покажут по ТВ

В советском кино курортные романы показывали довольно часто. От невинно-романтических воздыханий в «Три плюс два» до циничного обмана в «Дамы приглашают кавалеров». От печали поздней любви в «Из жизни отдыхающих» до колкой сатиры в «Будьте моим мужем». От легкого нравоучения в «Любовь и голуби» до ощущения безысходности в «Асса».

Фильм, о котором мы расскажем, тоже посвящен курортному роману. Даже двум! И, кажется, у этих отношений нет никакого будущего. По крайней мере, так считают оба влюбленных…

В конце 1978 года режиссер Рижской киностудии Варис Брасла закончил картину под мало что говорящим названием «Весенняя путевка». На экраны кинотеатров лента вышла в декабре 1979 года и в общесоюзном прокате ее посмотрели чуть более 7 млн. человек. Слабовато для того времени.

По Центральному телевидению СССР фильм не показали ни разу, хотя по латвийскому ТВ его транслировали, естественно на латышском языке, чуть ли не ежегодно в 80-е. Сегодня и в ближайшие годы точно, его не покажут в России, так как авторские права остались у Латвии.

По этим причинам российские зрители или забыли, или понятия не имеют об этой романтической мелодраме со звездами советского кино.

Картина поставлена по одноименной повести московского писателя Федора Кнорре (1903-1987), вышедшей в 1971 году. Он сам же написал и сценарий, причем не в первый раз.

Сюжет ленты разворачивается в двух локациях: курортный поселок на Балтийском Взморье и крупный портовый город, под которым подразумевается Рига, хотя в литературном оригинале это была Москва. На берегу мелкого (это хорошо показано в фильме) Балтийского моря начнется и закончится курортный роман, а в Риге он обретен неожиданное продолжение.

По сюжету молодая девушка Лина приезжает по путевке в дом отдыха, где получает комнату и завязывает новые знакомства. Сезон пока не начался, конец весны. Еще льют дожди, море холодное, но и нет людского столпотворения.

И поначалу, кажется, что мы попали в какую-то сатиру из киножурнала «Фитиль». Персонал дома отдыха хмурый и неприветливый. В комнате на полу стоит тазик, в который собирает вода с протекающего потолка. Любопытная соседка по комнате тайком читает письма главной героини.

Но первое впечатление обманчиво…

В роли Лины молодая актриса Московского драматического театра имени Станиславского Галина Белозёрова (1950-2021). Несмотря на свои внешние и актерские данные, она сыграла всего в шести советских фильмах, а после распада СССР эмигрировала в Германию.

Соседками по комнате юной отдыхающей оказались «пожившие жизнь» дамы: наконец-то вырвавшаяся отдохнуть от мужа, от семьи, Тоня и суровая, брюзжащая, типичная «бабка у подъезда», которую все называют исключительно по фамилии – Сафарова. Этих героинь сыграли, соответственно, Валентина Талызина и Валентина Березуцкая.

Вообще у всех персонажей картины, что в латвийском оригинале, что в русском дубляже, имена и фамилии взяты из повести Федора Кнорре, а значит, это русскоязычные граждане СССР из разных союзных республик. Тем не менее, большинство ролей сыграли латвийские актеры.

Через подружку по дому отдыха Нину (актриса Инесса Саулите) главная героиня знакомится с компанией друзей-мужчин (один из них муж Нины), которые отдыхают в том же поселке, но дикарями, в палатках.

Самый молодой из компании, Артур (потом нам покажут, что он какой-то чемпион в парусном спорте), сразу обратил внимание на новенькую девушку. И симпатия оказалась взаимной…

Так начался типичный курортный роман с первого взгляда. Без обязательств у него и с надеждой на продолжение у нее. Роман, в котором будут и романтические прогулки по безлюдному пляжу, и ночи, проведенные вдвоем на берегу моря.

Эгоистичный Артур (актер Андрис Берзиньш) не рассыпается в любовных признаниях, прямо говорит, что не хочет серьезных отношений (не с Линой, а вообще) и ничего не обещает после возвращения домой с балтийского берега.

Лина же влюбляется с первого взгляда, но прекрасно понимает, что их отношения прекратятся вместе с окончанием ее весенней путевки. Сначала ее одолевает горькое разочарование, но потом, довольно быстро, она успокаивается и пытается наслаждаться теми оставшимися мгновениями, что у нее есть.

А параллельно у соседки по комнате Тони развивается свой курортный роман.

— Я нехорошая баба, сошлась на курорте с чужим мужчиной. Пятнадцать лет замужем, у меня двое ребят и у него тоже двое, и женат он тоже пятнадцать лет — то ли сокрушается, то ли гордится героиня Валентины Талызиной. – Я до сорока лет дожила, а про любовь понятия не имела…

Ее поведение не принимает третья соседка по комнате, та самая Сафарова. Тоне хочется настоящей любви, а героиня Березуцкой на это заявляет:

— Зачем мне любовь, когда у меня семья есть!

Сцена неизбежного расставания Тони со своим временным любимым (Алексей Ванин в очередной раз играет без единой реплики) снята без слов, но невероятно душевно. Оба понимают, что никогда больше не встретятся. Особенно впечатляет момент, когда она плачет, а он вытирает ей слезы своим галстуком…

Еще во время первой, романтической, части фильма нам становится понятно, что у Лины серьезные проблемы со здоровьем. Как она и предполагала, Артур, после того как они вернулись в разные дни в Ригу, так ни разу с ней и не связался. Но у девушки остался «козырь»…

То ли случайно, то ли намеренно (тут зритель думай, как хочешь) в последний день совместного отдыха Лина забыла вернуть Артуру его паспорт, который хранился в ее сумочке. Когда через какое-то время документ ему понадобился, пришлось ехать по адресу, которая оставила ему возлюбленная с курорта.

К своей радости, молодой человек не застает Лину дома (а значит не нужно объясняться), паспорт возвращает ее дед, капитан дальнего плавания на пенсии (Всеволод Сафонов). Проходит еще три недели и только тогда, от своего коллеги, мужа Нины, Артур узнает, что девушка тяжело больна и ожидает сложной операции в больнице.

Что за болезнь мы так и не узнаем, но подразумевается, что онкология. Именно это известие преображает Артура. Он наконец-то осознает, что по-настоящему любит Лину. Едет к ней в больницу, но тут оказывается, что девушка не желает его видеть. Горькое разочарование теперь уже у вчерашнего обольстителя.

Чем закончится история, рассказывать не буду, но «Весенняя путевка» это точно тот фильм, который нужно посмотреть всем поклонникам советского кино.

Конечно, сама история слишком простая. Критики разнесли создателей фильма в пух и прах за то, что они использовали «дешевый прием» (это цитата из одной рецензии) с болезнью главной героини, хотя этот момент присутствует в оригинальной повести. Почему так преобразился Артур, как-то легко у него произошла «душевная метаморфоза».

Это верное замечание, явный сценарный и режиссерский недочет. В повести, кстати, автор пытается объяснить мотивы героя.

И все-таки, «Весенняя путевка» получилась просто душевной и красивой картиной, что так иногда недостает в современном российском кино.

Оцените статью
Горькое разочарование от курортного романа: забытый советский фильм, который сегодня не покажут по ТВ
Возмущение зрителей было так велико, что этот советский фильм предложили уничтожить сразу после премьеры