«Гостья из будущего»: как снимали любимое кино детства

Это сегодня критики ругают фильм за слабые спецэффекты, а сюжет кажется затянутым и наивным. Но сорок лет назад, в год своего выхода «Гостья из будущего» произвела фурор и стала одним из любимых фильмов детства. В Алису Селезневу были влюблены тысячи советских подростков, а сам фильм мгновенно стал культовым.

Кино снято по фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Режиссеру Павлу Арсенову, который до этого снял мелодраму «С любимыми не расставайтесь», взяться за этот проект посоветовал коллега Ричард Викторов незадолго до своего ухода из жизни. Он прославился такими фантастическими хитами как «Москва – Кассиопея», «Через тернии к звездам». Заняться фантастикой убедил и друга. Познакомил его с Булычевым. Обоих заразил идеей детского фантастического кино. И те даже вместе написали сценарий.

Поиски актеров на роли школьников в столичных учебных заведениях заняли полгода. На роль Коли Герасимова сразу утвердили Алешу Фомкина. Арсенов ранее приметил его в одном из выпусков «Ералаша». Семен Бузган, сыгравший Колю Садовского, вначале пробовался на роль Фимы. Однако потом эту роль отдали Илье Наумову, который лучше попал в образ.

Роль мамы Коли Герасимова очень убедительно сыграла актриса Татьяна Божок. Однако в реальной жизни разница между актерами составляла всего лишь 12 лет. Фомкину на момент съемок было 14 лет, Татьяне же – двадцать шесть.

Дольше всего искали девушку на роль Алисы Селезневой. Пробы проходили сотни московских школьниц. Но ни одна из них не попадала в типаж. Наташа Гусева же пришла на пробы просто за компанию – вместе с подругой. Хотела взять автограф у Кира Булычева. Но когда Арсенов увидел ее серьезный задумчивый взгляд, то понял – вот она, та самая Алиса.

У Гусевой уже был небольшой опыт работы в кино. За год до «Гостьи» она снималась в корометражке о правилах дорожного движения «Опасные пустяки». У многих других школьников актерского опыта не было совсем. По сути, все играли самих себя. Носили такую же школьную форму, пионерские галстуки. Их даже не гримировали. Многие брали с собой на площадку портфели с учебниками и тетрадками. И между дублями делали уроки, чтобы не отстать от школьной программы.

Наташа Гусева, впоследствии ставшая ученым-биохимиком, уже тогда увлекалась химией и биологией, и повсюду таскала с собой кучу учебников. А вот с английским и физкультурой в отличие от своей экранной героини была не в ладах. В реальной жизни эти предметы давались ей нелегко. На съемках Наташа вела себя очень скромно и к работе относилась всерьез.

Таинственную незнакомку Полину сыграла модель Елена Метелкина, уже знакомая зрителям по фильму «Через тернии к звездам» как инопланетянка Нийя. Для ее героини создали целую серию футуристических нарядов. А для Алисы сшили оригинальный красный сарафан, который художники по костюмам подсмотрели у модельера Андре Куррежа.

Бюджет для съемок киностудия выделила копеечный. А компьютерной графики в те времена не было. Поэтому киношники выкручивались как могли. Многие спецэффекты придумывались на коленке. Помните населенный экзотическими инопланетными животными зоопарк будущего? Эти сцены снимали в столичном Ботаническом саду. Крокодила Сеню сделали из пенопласта, а атмосферы добавили с помощью звуков дикого леса. Из пенопласта были изготовлены и колонны, по которым стреляли космические пираты. А для пущего эффекта в них закладывали небольшой заряд взрывчатки.

Для кнопок машины времени использовали кубик Рубика. А миелофоном стал необработанный кварц в подарочном футляре, порезанный и склеенный в виде кристаллов. Причудливый звук, который издавал прибор – это первый концерт Чайковского, воспроизведенный на высокой скорости. Здания будущего –маленькие полуметровые макеты, которые подвешивались во время съемок на тонкой леске. В кадре казалось, будто герои находятся на переднем плане, а строения – на заднем.

Робот Вертер изначально должен был стать механическим. Но из-за недостатка бюджета решили, что его сыграет живой актер – Евгений Герасимов. Образ скопировали из итальянского фильма «Война роботов», а комбинезон сшили из ткани для настоящих скафандров. Он почти не пропускал воздух, не имел ни молний, ни пуговиц. На актера его надевали несколько человек. Сниматься в этом наряде было во всех смыслах тяжело. Непросто было снимать и сцены перемещения Коли Герасимова во времени. Для создания цветных кадров использовалось множество склеек и наложений. Над производством одного такого кадра могли колдовать несколько недель.

Самым дорогим реквизитом стали флипы – летающие аппараты, которые специально для съемок заказали в Прибалтике. Всего их было изготовлено пять штук, и каждый из них обошелся в пять тысяч рублей. Фантастическая по тем временам сумма. К полноразмерным моделям сделали их точные уменьшенные копии с маленькими фигурками людей внутри. Эти миниатюры подвешивали к крутящемуся крану со стрелой и снимали на дальних планах. В кадре это выглядело так, будто герои летят высоко в небе. А полноразмерные флипы вместе с актерами запускали на грузовиках.

Помните различные трюки в исполнении Алисы? За нее их делала юная гимнастка Оксана Компаниец. Именно она вместо Наташи Гусевой перепрыгивала через забор с помощью с подкидной доски, а с обратной стороны ее ловили ассистенты. Также, она прыгала из окна школы, перебегала улицы перед троллейбусом, бегала по крышам едущих автомобилей (этот эпизод был вырезан и не попал в фильм). По окончании школы Оксана завершила спортивную карьеру и стала художником-реставратором.

Знаменитую песню Евгения Крылатова «Прекрасное далеко» на стихи Юрия Энтина для фильма записали в двух вариантах. Первый исполнили солистки детского хора. Но этот вариант не устроил Павла Арсенова. Вторую версию спела 38-летняя певица Татьяна Дасковская. Именно этот вариант и вошел в фильм.

Миелофон, из-за которого в фильме разогрелся весь сыр-бор, сохранился до наших дней. Футляр с прибором хранит у себя вдова режиссера Елена Арсенова. Реликвию просили у нее под расписку телевизионщики для своих ток-шоу. Кто-то даже предлагал передать прибор в музей. Но вдова непреклонна. Говорит, миелофон ей очень дорог как память, и она не отдаст его никому.

Оцените статью
«Гостья из будущего»: как снимали любимое кино детства
Тридцать лет обманывал