«Гостья из будущего»: за кадром детской научной фантастики

Знаменитый приключенческий фильм с Натальей Гусевой до сих пор остается самой масштабной экранизацией цикла романов фантаста Кира Булычева об Алисе Селезневой, девочке с Земли будущего.

Однако перенести идеи автора на экран в 80-х было не так-то просто.

Режиссер Павел Арсенов загорелся идеей поставить фильм об Алисе Селезневой после разговора с другим постановщиком sci-fi «Через тернии к звездам» Ричардом Викторовым.

Тот был убежден, что за этим жанром будущее — и заразил этой идеей Арсенова.

Однако секрет успеха «Гостьи из будущего» прост — режиссеру удалось заполучить Кира Булычева в соавторы сценария и консультанты. Потому фильм настолько соответствовал духу его книг.

Вопрос был в том, какая она — Алиса Селезнева. В кастинге приняли участие более 100 юных актрис, однако идеальная героиня нашлась благодаря случаю.

Наталья Гусева узнала, что Булычев работает над экранизацией, и отправилась к нему за автографом. Так поклонница научной фантастики Булычева вдруг оказалась на месте своей любимой героини.

В книгах основным товарищем Алисы по приключениям всегда был Пашка Гераскин, однако с советским прошлым героиню знакомит Коля Герасимов.

Эту роль исполнил Алексей Фомкин, но артисту не сразу досталась работа в проекте — тогда его уже приглашали сыграть в драме «Чучело».

Несмотря на размах фантазии сценаристов, бюджет фильма оказался серьезно сокращен.

Потому творческой команде приходилось выкручиваться: футуристичную станцию, где Алису встречает робот Вертер, создавали в миниатюре, в качестве миелофона использовали неограненный кварц, а космический зоопарк отца героини пришлось ограничить «говорящим» козлом и крокодилом из пенопласта.

К слову, дизайн самого Вертера позаимствовали из ретро-футуристичного фильма «Война роботов».

Создателям не раз приходилось проявлять изобретательность. Так, Алиса Селезнева удивляла своими физическими способностями, поэтому в фильме была сцена, где Алиса перепрыгивает через высокий забор.

Специально для этого трюка пригласили гимнастку Оксану Компаниец: она прыгала с подкидной доски, а по другую сторону забора девушку ловили ассистенты. Именно она не раз подменяла Гусеву при выполнении опасных трюков.

Многосерийный фильм стал огромным разочарованием для критиков после премьеры: его обвиняли в нехватке бюджета, наивных спецэффектах и затянутом сюжете.

Однако со временем он стал культовым, потому что миллионы детей искренне полюбили Алису и ее научно-фантастический мир.

Оцените статью
«Гостья из будущего»: за кадром детской научной фантастики
«Последний жулик» — как бы было в СССР при коммунизме