Написала его никому неизвестная австралийка Колин Маккалоу в 1977 году, и «Поющие в терновнике» моментально завоевали просто бешеную популярность.
За право экранизировать книгу режиссеры вели борьбу, но автору фильм всё равно категорически не понравился, причины Маккалоу не озвучила, но поговаривают, что все дело в подборе актеров.
? Поющие в терновнике (1983)
The Thorn Birds
В конце 1915 года в Новой Зеландии проживает семейство Клири. Простой ирландский работяга Патрик, его аристократичная супруга Фиона и их дети.
Пять мальчиков и девочка. Фиона с самого начала глубоко несчастна в браке. Дети дружны, но матери до них особо дела нет.
И по сути, любит она только старшего, Фрэнка, и на это есть причины. Не в смысле, что другие дети не заслуживают любви, в смысле, что для матери эта причина первостепенна.
Самый заброшенный ребенок – Мэгги, главная героиня. Потому что иметь дочь такое себе удовольствие и всего лишь повторение еще одной несчастной женской судьбы. Так думает Фиона и вообще игнорирует Мэгги.
Думаю, большинство с сюжетом знакомы и пересказывать смысла нет. Я романом в юности зачитывалась. И продолжение читала, конечно, но это уже прям совсем не то.
Я не Колин Маккалоу, но как по мне, больше претензий должно быть не к актерскому составу, а содержанию.
В фильме полностью исключены некоторые сюжетные линии, и мне их очень не хватало. Например, линия старшего брата Мэгги, боксера Фрэнка, того единственного, которого любила Фиона Клири.
Нет младших братьев, близнецов Джеймса и Патрика (детство не считаю). А ведь я каждый раз, перечитывая роман, с ужасом ждала момента, когда во время пожара выбежит дикий вепрь…
А отношения Джастины и Леона?
Короче продолжать можно бесконечно. Экранизация получилась на 90% посвященной Мэгги, кардиналу де Брикассару и Люку О’Нилу.
Пробежимся по актерам, которых хочу отметить особо:
- Отец Ральф де Брикассар (Ричард Чемберлен) – у меня лично вопросов нет. Очень удачный образ, возможно, не полное соответствие книге, но придираться смысла и оснований не вижу.
- Фиона Клири (Джин Симмонс) – и снова без вопросов. Фиона по задумке Маккалоу – редкая красавица-аристократка (пусть даже бывшая), и кто скажет, что Джин Симмонс – не такова?
Джин Симмонс. Кадр из мини-сериала «Поющие в терновнике», 1983 год, режиссер Дэрил Дьюк
- Люк О’Нил (Брайан Браун) – мне никогда не нравился. Ни как герой саги, ни как актер в экранизации (хотя, возможно, это как раз из-за того, в романе он что-то вроде отрицательного персонажа).
Да и вообще, у Колин Маккалоу Люк должен напоминать Ральфа, а они ни капли не похожи, поэтому вообще становится непонятно, почему Мэгги выскочила за него.
Кстати, интересный факт: именно за Брайан Брауна, вышла замуж в реальности главная героиня, и родила от него троих детей, но это уже совсем другая история))
- Джастина О’Нил (Мэр Уиннингэм) – дочь Мэгги и Люка. Тоже не нравится. Ну вообще не вяжется образ с книжным, почему такой странный выбор на эту роль, для меня до сих пор загадка.
Мэр Уиннингэм. Кадр из мини-сериала «Поющие в терновнике», 1983 год, режиссер Дэрил Дьюк
- Дэн О’Нил (Филип Энглим) – сын Мэгги и Ральфа. И опять фиаско. С детьми у Мэгги как-то не сложилось)) Ну вообще никаких ассоциаций с отцом-священником, а ведь на этом в книге сделан акцент. Не актер, а недоразумение, простите.
- И, наконец, Мэгги Клири (Рэйчел Уорд) – вот уж чью внешность и актерские способности обсудили вдоль и поперёк многократно. Критика так повлияла на Уорд, что снималась она после очень редко.
На роль юной красавицы Мэгги пробовалось около 70 актрис. Но режиссер по-настоящему выбирал только из двух — Рейчел Уорд и Джейн Сеймур.
Сеймур хороша невероятна, и как актриса состоялась. Думаю, её Мэгги Клири была бы более… дерзкой, что ли? Что-то во взгляде у нее есть мудрое.
Наверное, отчасти поэтому выбор пал на Рейчел Уорд. Не из-за глупости, конечно. Из-за состояния души и неопытности.
На момент съемок фотомодели Рейчел было 26 лет и это была не первая её роль в кино, но первая, после которой она проснулась знаменитой. Собственно, для большинства Уорд так и осталась актрисой одной этой роли.
Очень нежная, хрупкая, ранимая и очаровательная. Маленькая леди в платье цвета пепла розы.
Пожалуй, Рейчел на съемочной площадке было труднее всех. Избалованная правнучка графа, мечтавшая попасть в шоу-бизнес. Рейчел критиковали все, кому не лень.
С ней не хотели мириться коллеги, её не приняли зрители. И таланта нет, и лицом не вышла.
А ей, между тем, не имея не то, чтобы опыта такой тяжелой жизни, которую нужно изображать в кадре, а даже представления о ней, пришлось играть роль женщины с очень драматичной судьбой. От юности до зрелости.
Меня Рейчел никогда не раздражала. Разве казалось временами зажатой. Но это вроде, как и неплохо для образа юной Мэгги Клири. Этот её наивный взгляд, скованность и угловатость — есть в этом очарование и особый шарм.
И был бы этот шарм у Джейн Сеймур? Это очарование именно Мэгги Клири из книги. Девочки, которую не любила мать и даже не объяснила ей элементарных вещей насчет взросления и процессов в организме, этому сопутствующим.
Мэгги, которая полюбила священника много старше её, родила от него ребёнка, вышла замуж за нелюбимого человека… Какой еще она должна быть, эта девочка, девушка, женщина, как не слегка пришибленной, неуверенной и подавленной?
Как раз такой, какой её и изобразила Рейчел Уорд.
И, знаете, что, друзья? Написав статью, поняла, что очень хочу перечитать роман. Все-таки «Поющие в терновнике» — это уже такая же классика, как «Джейн Эйр» и «Унесенные ветром».
«Есть такая легенда – о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет.
Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей.
Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания… По крайней мере так говорит легенда».
Колин Маккалоу