Фильм «Допрос» вышел в 1979 году и отсылал к событиям десятилетней давности, когда в Азербайджанской ССР прогремели разоблачительные истории местных коррупционеров. Но не только тема помогла ленте выйти на всесоюзный уровень и не остаться кинопроизведением республиканского масштаба. Режиссёр Расим Оджагов на главную роль пригласил московского артиста Александра Калягина, и именно это обстоятельство привлекло внимание зрителей. А ещё
именно с этого момента началось многолетнее сотрудничество Расима Оджагова и Александра Калягина: актёр снялся в следующих трёх картинах Оджагова.
Фильм предваряет кадр, поясняющий, что подтолкнуло авторов к его созданию. Сценарий написал тогда уже очень знаменитый драматург Рустам Ибрагимбеков, и почти сразу было решено, что режиссёром будет Расим Оджагов, который с Ибрагимбековым не только был знаком, но и сотрудничал.
В центре сюжета — противостояние следователя Сейфи Ганиева и подследственного Мурада Абиева, обвиняемого в организации подпольного производства галантерейных товаров. Продукция расходилась по всему Союзу и, по данным следствия, Мурад заработал не менее миллиона рублей (это в семидесятые-то годы!). Однако судя по показаниям жены, друзей и коллег Абиева их семья не слишком выделялась и не вела роскошный образ жизни. Впрочем, и Сейфи, и зрителям быстро становится понятно, что Мурад явно кого-то выгораживает, беря вину на себя. Осложняет ситуацию другая нелицеприятная деталь: Мураду предъявляют новое обвинение — в спаивании и растлении несовершеннолетней девушки, которая позже покончила с собой. Участие в этом преступлении Мурад отрицает, хотя по всем показаниям выходит, что он виновен. Спасти его может только одно — Мурад должен назвать имена своих «хозяев», но он молчит.
Сейфи же абсолютно уверен, что Мурад — просто жертва, принявший на себя грехи влиятельных людей. Нужно только чистосердечное признание, чтобы настоящие виновники понесли наказание. И тогда он применяет не совсем честный приём, который и вынуждает Мурада рассказать правду. Цель достигнута, но не высока ли цена?
Исполнителя роли Сейфи Расим Оджагов искал очень долго. Следователь — герой неоднозначный. С одной стороны, Сейфи — бессеребренник. Он уже 13 лет работает следователем, но ни чинов, ни званий не имеет. Он отличный отец, у него три дочки и маленький, такой долгожданный сын, но семья ютится в однокомнатный квартире, потому что выпрашивать Сейфи не умеет. С другой стороны, ведя дело Абиева, Сейфи становится нетерпеливым, вспыльчивым, нервным. И даже признаётся Мураду, что
впервые в жизни готов ударить подследственного, потому что знает, что тот покрывает истинных злодеев, но не может заставить его сказать правду.
Для режиссёра было крайне важно найти такого исполнителя, который чётко показал бы, что Сейфи — человек неравнодушный, отвергающий приспособленчеств и без страха противостоящий сильным мира сего. Выбор московского актёра Александра Калягина многим показался чрезмерно смелым. Хотя бы потому, что Александру Калягину нужно было влиться в компанию азербайджанских коллег. В очерке, посвящённом «Допросу», юрист, писатель и сценарист Аркадий Ваксберг отмечал, что Калягину на фоне местных артистов нужно было выглядеть так:
«…. чтобы зритель не почувствовал ни малейшей условности и ни разу не усомнился в достоверности образа, им воплощённого. Слишком серьёзны поднятые фильмом проблемы, чтобы отвлекать внимание на пустячки, заставляя нас раздумывать, хорошо ли актёра загримировали, «похож» ли он на азербайджанца или не похож».
От себя лично добавлю, что при просмотре фильма внешность Александра Калягина вообще не имела значения, важно было, как он поступит.
На роль Мурада Абиева утвердили Гасана Мамедова, одного из самых популярных и любимых в Азербайджане актёров. На русском языке в кадре за него говорит Вячеслав Тихонов, и это тоже великолепный, точнейший выбор актёра озвучания: голос Тихонова идеально слился с внешностью Гасана Мамедова и отлично подходит его игре и сдержанному характеру персонажа.
Женские роли получили Шафига Мамедова и Елена Прудникова (в титрах она указана как Смирнова — по фамилии супруга, режиссера Андрея Смирнова). Шафига Мамедова сыграла роль жены Сейфи, колоритную восточную женщину, шумную хранительницу домашнего очага, Елена Прудникова — супругу Мурада, надёжную подругу, на которую всегда можно опереться.
Правда, ради спасения мужа, как выяснилось позже, она может перейти границу запретного. Обе роли были высоко оценены критиками: если Шафига Мамедова показала женщину, живущую насыщенной жизнью матери и жены, которая не прочь иной раз поруководить мужем, то у Елены Прудниковой получилась героиня хрупкая, лиричная, но сильная, которую можно согнуть, но тяжело сломать.
Во второстепенной роли немного болтливого сокамерника Мурада появился Евгений Лебедев, в других ролях Расим Балаев, Тофик Мирзоев, Гасан Турабов.
Задумывая «Допрос», Расим Оджагов сразу принял решение, что фильм не будет цветным. Использование чёрно-белой плёнки несло особую смысловую нагрузку: позиции героев показаны полярно, в лучших традициях публицистики. Аркадий Ваксберг точно описал стилевое решение картины:
«Почти никаких нюансов, полутонов. Белое етс белое. Чёрное остаётся чёрным. В картине психологической или лирической это показалось бы упрощённым и плоским. В страстном же публицистическом фильме предстаёт как естественное проявление нравственного максимализма».
Фильм «Допрос» во всесоюзный прокат вышел весной 1980 года. Для ленты такого непростого жанра, картины не развлекательной, а заставляющей серьёзно поразмыслить, он собрал неплохую аудиторию. Но отдельная заслуга фильма в том, что он всколыхнул новые дискуссии и опять заставил людей задуматься о болезнях общества. А самое интересное, что тема фильма по-прежнему актуальна, хотя с момента его премеры прошло уже более 40 лет. А ещё мне показался очень любопытным, своевременным, но трагичным по сути небольшой диалог Мурада и Сейфи. Мурад рассказывает, что его сын ходит в музыкальную школу и перед началом занятий к школе подкатывает вереница престижных авто («как будто это министерство, а не школа», по словам Мурада). И детишки, которые вылезают из этих авто, потом обсуждают дорогие подарки, которые преподносят им богатые сановные родители. А после уроков сын приходит из школы и спрашивает, почему таких же вещиц нет у него? И как, задаётся вопросом Мурам, как объяснить сыну, почему у него действительно нет богатства? И на это Сейфи отвечает, что теперь Мураду придётся объяснить сыну, почему всё это у него есть, но нет отца.
А как вы считаете, коррупцию можно победить? Моё мнение пессимистично: я считаю, что коррупция вечна и непобедима.