Грустная свадьба Настеньки и Ивана в фильме «Морозко»

Cказки не так просты, как кажутся на первый взгляд. В них много символизма и отсылок к славянской мифологии. И зачастую финал в сказках далек от хорошего (вспомните хотя бы «Колобка» или «Теремок»). Так почему бы и фильму «Морозко» быть плоской историей без подтекста?

Предлагаю сегодня для размышления одну весьма нестандартную интерпретацию финала киносказки. Согласно этой версии в «Морозко» все закончилось совершенно безрадостно для всех героев.

В самом конце фильма Настя и Иван играют свадьбу в тереме Морозко. Приглашено много гостей, все пируют и веселятся. Что ж тут плохого? А тут стоит припомнить, кем является прототип Морозко, что символизирует его избушка и при каком условии там могли находиться люди.

Немного мифологии

В народной сказке, которая и легла в основу киноверсии, Морозко является никем иным, как славянским божеством Карачуном, который никогда не считался добрым. Его задача — насылать суровые морозы и с помощью них собирать «урожай» из душ пострадавших от холода людей.

Смягчить божество можно было только одним способом — принести Карачуну в качестве жертвы красивую девушку. Бедняжку заводили в лес и привязывали к дереву. На утро приходили посмотреть — если девушка оказывалась жива, то люди расстраивались (божество жертву не приняло, а значит морозы будут еще более суровыми и долгими, а за ними может последовать мор от голода и болезней).

Карачун является божеством из загробного царства. В мир живых он попадал через проход в его ледяной избушке, стоящей в самой глуши леса. Живые люди в дом Карачуна попасть могли без преград, а вот выйти обратно уже не имели права — навсегда оставались в потустороннем мире (то есть погибали).

А теперь наложим эти факты из мифологии с тем, что нам показали в фильме «Морозко».

Новый взгляд на киносказку

В фильме Настеньку завели в лес и оставили на погибель. Напрямую не говорится, что она была подношением для бога морозов. Но согласитесь, что это вполне могло осталось за кадром: что наступили сильные морозы, люди начали паниковать и под «шумок» коварная мачеха подговорила соседей сделать жертвой именно свою падчерицу. Это объяснило бы безропотность отца, согласившегося отвезти родную дочку в зимний лес (не мачехи он боялся, а не мог пойти против всех жителей деревни).

Морозко одобряет Настеньку в качестве жертвы, так как та ему приятна, не грубит — девушка замерзает и дедушка радостно накидывает на нее свой тулуп (вовсе не согревает, как может показаться, а «принимает» ее). Божество не возвращает девочку домой — нет, он приводит Настю в свой терем, где она и должна остаться в качестве прислужницы.

Но случается непредвиденное — Настя касается посоха и переходит из пограничной избушки в мир иной (то есть Морозко теряет прислужницу). Потом и вовсе приходит Иван и чудом спасает Настю, они возвращаются в деревню живыми.

Что интересно, реакцию Морозко на возвращение Насти к людям нам не показали — известно лишь, что он одарил девушку подарками. Но что если подобная милость коварного божества не была искренней? Дарами он показал, что не злится на людей и дает им возможность послать еще одну девушку-жертву. Ей оказывается Марфушенька. Вот только подобная прислужница Морозко оказалась не нужна и он вернул девочку-грубиянку обратно к людям живой, хотя и приниженной. Само же божество сильно разозлилось на жителей деревни, о чем говорит то, с какими дарами он отправил Марфушу.

«Дары» Марфы могли предназначаться вовсе не ей — они могли служить сообщением людям от недовольного божества (свинья — символ благополучия и достатка, но вороны — предвестник опасности, конца. Таким образом «свинок» в сочетании с «воронами» можно интерпретировать, как «конец вашему благополучию».

Теперь самое неоднозначное — момент свадьбы

Получается, что попытки жителей деревни договориться с Морозко-Карачуном провалились — одна жертва сбежала, вторая оказалась неугодной. А это значит, что сделка с божеством аннулирована — и он снова может напасть на людей и собрать «урожай из погубленных морозами душ», что и происходит судя по финалу. Ведь свадьбу Насти и Ивана отмечают в загробном тереме, а значит, все присутствующие на пиру уже не живы.

Кстати, когда я изложила версию мужу и мы вместе с ним взялись пересматривать сказку именно под этим «углом», то супруг обратил внимание на одну деталь. На то, какие блюда были выставлены на свадебный стол. Там мы видим только хлеб (один), бадью с медовухой и единственную тарелку с яблоками. И все — не густо для такого количества гостей.

Даже когда мачеха с Марфой угощали потенциального жениха, то стол бы намного более «шикарным». А тут на пышной свадьбе всего три блюда, да еще и весьма странные для подобного торжества. Сразу наводит на мысль о каком-то скрытом символизме. Или на то, что в деревне наступили голодные времена (что и могло стать причиной попадания людей в избушку к Морозко).

Еще один довод

В пользу версии с грустным финалом говорит интересное различие между фильмами 1964 и 1924 года. В старом черно-белом фильме Марфушеньку привозят из леса в виде бездыханной льдинки, что означает одно — Морозко нехотя, но все же принял ее в жертву заместо упущенной Настеньки. А значит, божество заключило договор с людьми — пообещало смягчить морозы и не трогать жителей деревни до следующей зимы. Поэтому свадьбы Вани и Насти в фильме 1924 года проводится именно в доме девушки, а не в избушке Морозко — ведь там все (кроме Марфуши) остались живыми.

Не судите строго

Вот такая существует версия. В нее можно верить, можно нет: кому-то нравится смотреть сказку детским взглядом, кто-то любит изучать истории под разными углами. Предлагаю уважать право каждого из нас на свое мнение о фильмах и киногероях (ведь мы не роботы, чтоб думать одинаково).

Оцените статью
Грустная свадьба Настеньки и Ивана в фильме «Морозко»
Ирина Акулова: роль стервы Алевтины из фильма «Экипаж» оказалась для нее роковой