Грустный фильм о пенсионере, которого дети хотят любить только издалека

В этой меланхоличной, но в финале всё же обнадживающей картине сыграл одну из последних ролей знаменитый советский актёр Борис Андреев, в кино пришедший ещё до войны.

Ему достался образ человека, который хочет быть нужным, но это его желание другим только мешает, а дети, уже врослые, имеющие собственные семьи, стараются от отца избавиться.

Главный герой, в какой-то момент осознающий свою неуместность, и подарил название мелодраме — она называется «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1981).

В центре сюжета, созданного автором сценария Николаем Николаевым, Сергей Иванович. Он был кассиром в сбрекассе, но сейчас коллеги проводили его на пенсию, и Сергей Иванович решил, что будет посвящать время внучке Ларе. Живёт он с дочерью Наташей (она же — мать Лары), которая делает карьеру в науке, но переживает семейный кризис:

Наташа только что развелась с мужем, тот настаивает на размене квартиры.

В общем, Наташе немного не до отца, поэтому Сергей Иванович едет в Москву, где живёт его сын Виктор. У Виктора есть жена Лена и строптивый сын-подросток. Найти общий язык с Леной у Сергея Ивановича не получается, так что он снова вынужден сменить место жительства. Теперь он отправятся в Ленинград, где живёт второй сын, который сейчас в долгосрочном плавании. В квартире сына Сергей Иванович и располагается, и как-то во, проводя время в парке, знакомится с эффектной женщиной Ириной Аркадьевной, своей ровесницей.

Ирина Аркадьевна тоже пенсионерка и тоже чувствует себя в жизни не совсем уверенно: сын хочет разменять квартиру и перевезти мать в Москву, но той, коренной ленинградке, это не по душе.

Поэтому она просит нового знакомого ей помочь и изобразить её жениха, чтобы остаться в Ленинграде. И он охотно соглашается.

Постановкой фильма занялся ленинградский режиссёр Соломон Шустер.

Соломон Шустер был известен не только в кинематографической среде, он давно занимался коллекционированием, собирал антиквариат и имел огромный вес в среде коллекционеров как опытный и талантливый собиратель, умевший находить и открывать забытые или недооценённые шедевры.

Вышедший в 1976 году фильм «Всегда со мной…» (1976) в каком-то смысле объединил две страсти Шустера — кино и коллекционирование, рассказав о спасении экспонатов Эрмитажа во время войны. Из этой ленты в новую перешла Алиса Фрейндлих, получившая роль Наташи, дочери Сергея Ивановича.

А Олег Жаков, который снялся в дебютной полнометражной картине Соломона Шустера, сыграл небольшую роль фронтовика-товарища Сергея Ивановича.

Сына Виктора изобразил Георгий Бурков, его жена — это Жанна Болотова, а экс-супруг Наташи — это Эрнст Романов, и тут он предстал в образе весьма склочном и немного скандальном, что не очень характерно для этого артиста.

Недавнего знакомого Наташи, с которым у неё, похоже, скоро завяжутся отношения, сыграл Анатолий Солоницын.

В роли элегантной Ирины Аркадьевны — латышская актриса Эльза Радзиня, которой в своё время всесоюзную известность принёс «Гамлет» (1964) Григория Козинцева, где она сыграла мать принца датского Гертруду.

В эпизодическом образе приятельницы Ирины Аркадьевны появилась Зинаида Шарко, а в роли сына, который мечтает перебраться в столицу, — Геннадий Богачёв.

Обратите внимание и не небольшую роль деловитого московского маклера,, приехавшего оценить ленинградскую квартиру Ирины Аркадьевны. В этой роли — режиссёр Алексей Герман. Несколько лет назад Герман собирался ставить драму «День приёма по личным вопросам», но поставил её Шустер. Возможно, теперь режиссёр сделал реверанс в сторону старинного приятеля и дал ему в свом фильм роль, пусть и не самую значительную.

К сожалению, несмотря на такой замечательный актёрский состав,

мелодрама «Сергей Иванович уходит на пенсию» большого внимания не привлекла.

Не исключено, что сама тема невостребованности и неустроенности пенсионеров была раздражающей и нежелательной. Главный герой, который всю жизнь работал не покладая рук, прошёл войну, вырастил детей, став пенсионером, хочет всего лишь помогать детям, заниматься внуками и радовать обычным будня честного человека, выполнившего долг. Но даже такое простое желание почему-то оказывается неисполнимым, а Сергей Иванович оказывается лишним человеком. И такая позиция авторов фильма вряд ли пришлась по душе киночиновникам.

Единственное, что отметили критики, — это роль 65-летнего Бориса Андреева, которому удалось показать, что Сергей Иванович, всё понимая, всё же не теряет оптимизма и продолжает идти по жизни, не примиряясь с обстоятельствами.

.А что вы ответите на вопрос, есть ли жизнь после выхода на пенсию?

Оцените статью
Грустный фильм о пенсионере, которого дети хотят любить только издалека
Порицание, КГБ и копеечная зарплата: неприятная правда о работе моделью в СССР