Грязные тайны советского кино: 6 историй о харассменте. Каким образом актрисы благодарили за роли?

Многие артистки советской эпохи получали непристойные предложения на съемочной площадке. Мы собрали истории 6 актрис, которые публично уличили коллег по цеху в домогательствах.

Вера Васильева

Режиссер Иван Пырьев полагал, что 22-летняя Вера Васильева обязана ему своим успехом: после премьеры картины «Сказание о земле сибирской»(1948) она проснулась звездой. Однажды постановщик позвал девушку в свой гостиничный номер и бесцеремонно заявил: «Ну, как ты будешь меня благодарить?». Вера поспешила удалиться из комнаты. Но Васильева пытается оправдать Пырьева и не хочет портить добрую память о нем. «Может быть, это привычное поведение всех людей, кто работает на студии», – предполагает актриса.

Екатерина Савинова

Еще одной жертвой Пырьева стала Екатерина Савинова. Как-то актриса призналась, что после проб на роль в картину «Кубанские казаки»(1949), режиссер заманил ее к себе — якобы для того, чтобы поработать над ее образом. Но довольно быстро девушка поняла, что о работе мастер говорить не хочет. Екатерина без раздумий дала обидчику пощечину, за что оскорбленный постановщик пригрозил испортить ее карьеру. Увы, так и случилось — Иван Александрович имел огромный вес в советском кинематографе. Савинова не получала главных ролей около 10 лет, играя лишь эпизодические — даже без указания в титрах.

Наталья Варлей

В автобиографии «Канатоходка» Наталья Варлей вспомнила, как к ней приставал Леонид Гайдай. Как-то во время съемок «Кавказской пленницы»(1966) режиссер проводил свою музу до ее отельного номера, после чего начал распускать руки. «Гайдай закрыл дверь изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…» — пишет актриса. Благо, девушке удалось быстро вытолкнуть мужчину из комнаты и запереть дверь на ключ. В этот момент мимо проходила Нина Гребешкова, жена Гайдая. Смущенная Варлей неуклюже оправдалась, что они с мэтром говорили только о работе – но впредь исполнительница старалась больше не оставаться с Леонидом Иовичем наедине.

Елена Проклова

Откровения Елены Прокловой в эфире шоу «Секрет на миллион» потрясли общественность. Актриса рассказала, что в 12 лет ее домогался известный режиссер. «У меня тогда только грудь начала расти, больно, а он щипал меня. Ему доставляло удовольствие, что я кричу от боли», — посетовала Проклова. Через три года девушка снова стала объектом настойчивых ухаживаний.

«Он клал мне руки между ног… Мне хотелось убежать, а он раздевал меня. Заставлял лежать голую рядом, сам себя удовлетворял», — сообщает знаменитость. Личность обидчика она не раскрыла, но поклонники единогласно решили, что это Олег Табаков (с которым она снималась в фильме 1969 года «Гори, гори, моя звезда»).

Елена Антоненко

Имя актрисы Елены Антоненко могло бы быть на слуху и сейчас, ведь изначально именно её режиссёр Эмиль Лотяну хотел взять на главную роль в мелодраму «Мой ласковый и нежный зверь». Но едва ли не прямым текстом потребовал взамен разделить с ним ложе. Артистка вспоминала:

Мне было 18 лет, я не была готова к такому повороту. После моего отказа он снял прекрасную картину с Галиной Беляевой.

Затем была социальная драма о беспризорниках «Наше призвание», которую снимал Геннадий Полока. После многоэтапных проб в Киеве, Москве и Ленинграде Елену утвердили на роль Розы, актрисы немого кино. Антоненко всей душой прикипела к своей героине.

А потом начались съемки, и режиссер начал делать недвусмысленные намёки, приглашая Елену «к себе в номер». Мне, молодой девушке, он казался каким-то стариком с щетиной, худощавым, длинным, в очках. Я не понимала, как можно жить с мужчиной на 30 лет себя старше, – возмущалась актриса. После очередного отказа Елена каждую неделю надевала костюм, гримировалась и… ничего не происходило, её попросту игнорировали и не снимали. А потом на площадку пришла актриса Мария Овчинникова, которая проходила пробы вместе с Антоненко, и Полока при всех потребовал у Елены отдать конкурентке свой костюм. От переживаний актриса слегла в больницу с нервным срывом.

Наталья Гвоздикова

После выхода картины «Большая перемена» (1972 года) Наталья Гвоздикова так и не смогла наладить общение с режиссером Алексеем Кореневым. Дело в том, что во время съемок мужчина оказывал молодой артистке повышенные знаки внимания, и той это совсем не нравилось. «То поправит волосы, то поправит костюмчик, то еще что-то такое», — вспоминает актриса. В финальном монтаже многие сцены с участием Гвоздиковой были вырезаны. Как позже рассказали Наталье коллеги, автор картины попросту наказал кинодиву — за ее холодность и за то, что она гораздо охотнее общалась с другими партнерами по площадке.

Эти актрисы уверены, что жертвам важно иметь возможность рассказывать о случившемся без стеснения и страха быть осужденными. Главное в этом деле — не путать джентльменские ухаживания с домогательствами.

Оцените статью
Грязные тайны советского кино: 6 историй о харассменте. Каким образом актрисы благодарили за роли?
Самый нудный советский фильм, получивший Госпремию. «Осенний марафон». Фильм, который я не понимаю