«Гуськов в фильме выглядит как доцент ВУЗа, которого сократили и он нашёл подработку»: в чем все-таки смысл фильма «Мусорщик»

Недавно наткнулся на один занимательный отзыв о фильме «Мусорщик» Георгия Шенгелия с интересным заголовком: «Так и не распознал задумки режиссёра».

Отдам автору должное, обычно отрицательные оценки содержат в себе крайне нелестные высказывания в адрес непонравившейся картины с посылом в духе «Претензионное кино для не самых умных», и это я ещё сильно смягчил. Здесь же человек просто не проникся смыслом фильма, в чём сам открыто признаётся без излишнего негатива.

Собственно, сегодня мне бы хотелось вернуться к «Мусорщику», ведь я уже делал на него разбор в одной из предыдущих статей, дабы ещё раз прояснить – в чём же, по моему мнению, может крыться истинная суть фильма.

«Мусорщиком Гуськов выглядит неправдоподобно»

«Гуськов в фильме выглядит как доцент ВУЗа, которого сократили и он нашёл подработку». Отличное замечание! Потому что так и было задумано. Подумайте сами, персонаж Гуськова и не должен был подаваться зрителям как просто обычный мусорщик.

Он интеллигентный, элегантный и обходительный джентльмен, умеющий найти подход к людям, в том числе к незнакомой даме, сыгранной Судзиловской (имя её героини нам по ходу истории намеренно не раскрывают, так что буду называть её просто Судзиловской).

И всё это обусловлено его предыдущими рабочими обязанностями. Скажем так, ему приходилось часто работать с людьми в разных направлениях.

Основный посыл фильма как раз состоит в том, что Николай, то есть сам Мусорщик, решил отойти от роскошной жизни важной криминальной «шишки». Он мог бы и дальше купаться в деньгах, выполняя заказы от высокопоставленных лиц за баснословные сумы.

Судя по тому, что специально для его поисков послали героиню Судзиловской, «Мусорщик» всегда был на несколько голов выше своих конкурентов. Так почему же сейчас он улицы убирает? Кто в здравом уме откажется от такой роскоши? Неужели здесь свою роль сыграли моральные принципы? Возможно. Мы ещё к этому вернёмся.

«Все озадачивались философскими размышлениями о смысле жизни и людях, имеющих право»

Параллель с романом Достоевского, конечно, мне показалась слегка забавной на первый взгляд, но давайте действительно попробуем взглянуть на это с такой стороны. Почему нет? В качестве небольшого эксперимента. Не берусь сравнивать фильм с «Преступлением и наказанием», да и протагонисты здесь во многом отличаются, но какие-то общие моменты мне бы хотелось подчеркнуть.

Главный внутренний конфликт Родиона Раскольникова – решить для себя вопрос «тварь он дрожащая, или право имеет», путём избавления от старухи процентщицы.

Суть была не в материальной выгоде, а именно в посыле. Раскольников хотел доказать самому себе, что он стоит выше других людей, и он «имеет право» распоряжаться чужими жизнями. Как мы все знаем, в финале его отправляют на каторгу, где он начинает постепенно переосмысливать свою достаточно радикальную философию.

Если взглянуть под таким углом, у «Мусорщика» Николая в некой мере схожий жизненный путь. Пусть его прошлое нам толком не раскрывается, мы лишь можем догадываться о нём через действительно порой запутанные диалоги. Однако нам известно то, что раньше он и сам вершил судьбы многих людей, как минимум убирал последствия, покрывая тем самым вышестоящих.

Вполне возможно, среди его клиентов были даже небезызвестные госслужащие. Об этом не говорится напрямую, но это и не так важно, важно только понимать, каким влиятельным человеком был Николай в своих кругах.

«Мусорщик» Николай и был тем самым «имеющим право», возможно, считал себя лучше и достойнее «простолюдинов», пока не открыл для себя совсем иную жизнь. Переезд в тихий провинциальный городок был его осмысленным решением и первым шагом на пути к искуплению. Он решил отойти от былой жизни и теперь своё фирменное прозвище «Мусорщик» хотел ассоциировать не с криминалом, а с помощью в очистке города от мусора.

Образу Николая противопоставляется героиня Судзиловской. «Мусорщик» долго уговаривает её остаться вместе с ним, проникшись самыми настоящими чувствами к незнакомке. Мне кажется, он хотел наставить её на тот же путь, к которому пришёл сам. Только вот «журналистка» отказывается от этого щедрого предложения, забирает деньги себе и, вероятно, отправляется сама выполнять работу «Мусорщика».

Она видела упускаемые возможности стать богатой, успешной и авторитетной. Николай уже давно пресытился материальными благами и мнимым успехом.

С годами он осознал, что они не смогли подарить ему истинного счастья, а уж тем более не помогли достичь внутреннего покоя. Кстати, Родиону устранение процентщицы также не принесло никакого счастья, лишь наоборот. И теперь героине Судзиловской, как я предполагаю, предстоит самой пройти этот путь, научившись не на чужих ошибках, а на своих собственных.

А что вы думаете по этому поводу? В чём может заключаться смысл фильма «Мусорщик»? Если он вообще есть как таковой. Напишите в комментариях.

Оцените статью
«Гуськов в фильме выглядит как доцент ВУЗа, которого сократили и он нашёл подработку»: в чем все-таки смысл фильма «Мусорщик»
50 штампов и клише, по которым снимают типичные «фильмы про деревню»