Самое интересное, что если бы обескураженное начальство «закрыло глаза» на эту «революционную буффонаду» и выпустила «Интервенцию» в широкий прокат, то эта лихая лента с участием Высоцкого могла бы целый год собирать полные залы.
Но «увиденное невиданное безобразие» под новым названием «Величие и падение дома Ксидиас», настолько ужаснуло «властителей дум», что фильм «положили на полку» до 1987 года, когда он был уже никому особо то и не интересен.
Вообще, если сегодня посмотреть это кино, то стилевое решение смелого Полоки покажется весьма странным. Но вот у знатоков театра им. Мейерхольда, да и ранних спектаклей «Таганки», все эти «ужимки и прыжки» не вызовут некого недоумения.
Однако, на что рассчитывал сам режиссёр, к тому же на год «пропустивший само 50-летие», не очень то и понятно. Как ни печально, но пламенный герой Высоцкого, товарищ Бродский, он же Мишель Воронов, в окончании истории гибнет. Дело происходит в Одессе в 1919 году.
Кому-то это покажется заведомой авантюрой, но год спустя молодой амбициозный Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снова решился снять героико-приключенческий музыкальный фильм, и опять-таки в городе Одессе, правда, уже 1910-го года.
И вновь в главной роли Высоцкий, сыгравший здесь «музыкального подпольщика» по-имени Николя Бенгальский. В течение действия всей картины он лихо распевает различные куплеты в местном варьете.
Вот и поднаторевший на «одесской теме» масштабный Ефим Копелян, появился и в этой картине. Правда, если в «Интервенции» этот ленинградский актёр сыграл криминального авторитета по имени Филипп, то в «Опасных гастролях» Ефим Захарович уже предстал шефом жандармов — Иваном Тариэловичем Бобруйским-Думбадзе.
Поначалу в сценарии говорилось, что заговорщики будут тайно переправлять оружие. Но начальство, прикинув все за и против, настояло, чтобы это была революционная литература.
Правда, сам Юнгвальд-Хилькевич пытался сослаться на записки Александры Коллонтай, где напрямую речь шла о доставке винтовок и револьверов. Но мудрые чиновники, как бы невзначай, вспомнили о спорном участии Владимира Высоцкого, и у режиссёра сразу пропало желание что-либо утверждать.
И так как съёмки проходили на Одесской киностудии, то вместо утверждённой Георгием актрисы, на главную женскую роль определили симпатичную Лионеллу Пырьеву. Так же в этом фильме снялся и популярнейший Георгий Юматов.
Правда, и в этот раз герою Высоцкого пришлось погибнуть. Получив несколько пуль от раненного «Ефима Копеляна», мужчины вместе сгорают за кулисами варьете.
Фильм был встречен официальными критиками крайне враждебно: «святое дело революции» в головах номенклатурных партийных работников не совмещалось с канканом и эстрадными куплетами.
«Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию»,— возмущался Дзиган на страницах журнала «Искусство кино». Правда, это не помешало «Опасным гастролям» за год проката заманить в кинотеатры почти 37 млн. зрителей.
Для сравнения, чудесный фильм «Берегись автомобиля», чуть ранее, с трудом достиг цифры в 26 миллионов.