Большинство зрителей покидало кинотеатры в течение 30 минут, меньшинство через час, а до конца выдерживали лишь самые стойкие.
Почему же? Сегодня мы проанализируем фильм «Солярис» Андрея Арсеньевича Тарковского с позиции трезвого и холодного разума. Никаких оценочных суждений! Только железная логика.
1. Подбор актеров.
Единственный, кто на сто процентов вписался в роль — Владислав Дворжецкий. Слишком уж это неординарный артист, который, без сомнения, украсил бы собой любую кинокартину. Остальные — хорошие исполнители, но будем честными, относились ли они к советским звездам первой величины? Разумеется, нет. К тому же, абсолютно все участники «Соляриса» несколько одноплановые.
Они не дополняют друг друга, а сливаются в общую бесформенную массу. Банионис хорошо смотрится в «Клубе самоубийц», потому что его оппоненты — Олег Даль и Игорь Дмитриев. Неплохо выглядит в «Семь дней после убийства» на фоне Юрия Яковлева и Татьяны Лютаевой. Но в «Солярисе» герой Баниониса играет с Гринько, Солоницыным и Юри Ярветом, которые на него подозрительно похожи.
Я бы предложил другой состав.
Крис Кельвин — Юрий Никулин. Как прекрасно Юрий Владимирович играл драматические роли! «Когда деревья были большими», «Чучело».
Снаут — Евгений Моргунов.
Сарториус — Георгий Вицин. Но скорее в амплуа Хмыря, а не Труса.
Гибарян — конечно же Фрунзик Мкртчян, кто же еще?!
Ник Кельвин — Эраст Гарин.
Хари — разумеется, Наталья Владимировна Варлей. Актриса блестяще изобразила покойницу в «Вие», и к моменту съемок с Тарковским уже приобрела необходимый опыт перевоплощения в мертвую.
Согласитесь, фильм смотрелся бы значительно выигрышнее, разве не так?!
2. Натура.
Проведя несколько дней с Тарковским, автор романа «Солярис» Станислав Лем покинул мэтра в раздраженном состоянии и обругал того нехорошим словом. Посмотрев фильм, польский философ остался недоволен. В частности, ему не понравилось, что Андрей Арсеньевич снял «камерную картину» и не показал планету Солярис, а лишь один сплошной океан.
Как звали героев Соляриса? Хироси Ёсида? Сатору Ивата? Масаси Кисимото? Да нет. Крис Кельвин и Анри Бертон. Тогда почему последний мчится по автострадам с надписями на иероглифах?!
Друзья, я прекрасно знаю, что Тарковский делал эти съемки в Японии. Но у меня один вопрос — ЗАЧЕМ? Герои явно американцы или англичане, почему пилот Бертон путешествует по Стране восходящего солнца? Лучше бы уж прокатился по серпантинам возле армянского Дилижана. Оттуда, по крайней мере, хотя бы один герой — Гибарян.
Идем дальше. Итак, герои американцы, а почему сцены детства Кельвина сняты возле Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде? На заднем плане явно православный храм.
А не хотел ли Мастер намекнуть на то, что через много лет Советский Союз будет захвачен вражеским государством и американцы поселятся в Подмосковье как у себя дома? В опасные игры играл Андрей Арсеньевич. Если же на экране всё-таки США, к чему там старинный русский монастырь?!
3. Монтаж.
Давайте сопоставим «Солярис» с лучшими фильмами в истории советского кинематографа.
«Кавказская пленница» — 82 минуты.
«Бриллиантовая рука» — 100 минут.
«Иван Васильевич меняет профессию» — 88 минут.
Длительность «Соляриса» — 160 минут.
Даже из материала, отснятого Тарковским, можно было смастерить вполне приличное кино, уровня конечно не «Москва слезам не верит», но хотя бы «Второй попытки Виктора Крохина» или, скажем, «Куда исчез Фоменко». Следовало только перемонтировать, сократить хронометраж до 70 — 80 минут.
Кинофильм перегружен бесконечными долгими планами природы, океана Соляриса, чрезмерно затянутых проходов героев по коридорам космической станции. Проезд пилота Бертона по японскому мегаполису занимает 5 (ПЯТЬ) минут! К чему это? Зачем это? В чем смысл 2 минуты смотреть, как колышется травка и пять минут на то, как машина едет по японским тоннелям?
Приведу простой пример, чтобы вам было понятнее.
Первая фраза в фильме («Крис, иди сюда!») произносится через 7 минут и 27 секунд после его начала (включая титры). При этом, нам абсолютно непонятно, кто эти грустные мужики и что вообще происходит на экране.
Я сейчас даже не стану упоминать Гайдая или «Джентльмены удачи» с образцовым монтажом. Возьмем прекрасный фильм «Война» гениального Алексея Балабанова, которого многие по неведению сравнивают с Тарковским. Не самая популярная работа Алексея Октябриновича!
Не «Брат 2» и не «Жмурки». Итак, к 7:30 минуте мы уже знаем, что главный герой Иван Ермаков в настоящий момент сидит в тюрьме, что он был в плену у жестоких боевиков, что к нему «подселили» похищенных англичанина Джона и Маргарет.
У зрителя сразу возникает масса вопросов. Как Иван сумел выбраться из плена? За что угодил в КПЗ? Что сталось с Джоном и Маргарет? Вот интрига, вот завязка! Вот стремительность событий! А в «Солярисе» мы видимо только колыхание травы и потертого мужичка с кислой миной. Интересно ли смотреть кино дальше? Только честно? Я досмотрел, ради статьи на Дзен? А обыкновенный зритель?
4. Музыка.
Почему мы любим классические советские комедии и драмы? Потому что многие композиции из фильмов вошли в отечественную культуру и стали народными. «Песня про медведей», «Песня про зайцев», «Я спросил у ясеня», «Уно моменто», «Я шагаю по Москве», и так далее.
По какой причине так приятно смотреть «Разные судьбы»? Потому что знаешь, что в середине прозвучит изумительный романс Рощина, который предвкушаешь весь фильм.
В «Солярисе» нет ни одной песни и практически не имеется музыки. Андрей Арсеньевич мог разнообразить свое творение, привлечь лучших композиторов — Александра Зацепина, Геннадия Гладкова, да даже и Никиту Богословского. Песни про медведей и зайцев уже были, ну добавил бы Тарковский песню про лис или, скажем, кроликов. Или инопланетян!
«На далекой планете
Косят лисы траву.
А порывистый ветер
Обдирает листву».
Кино сразу бы стало живее, заиграло новыми красками. Увы.
5. Детали.
В фильме множество несуразных нелепиц. Чтобы не перегружать текст статьи, я приведу лишь один пример. В «Солярисе» несколько раз обыгрывается картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу».
*
Позже полотно почему-то перекочевало в «Зеркало». Видимо, Тарковский решил, что это «гениальный ход».
Многие сравнивают режиссера Тарковского с Андреем Звягинцевым. Спору нет, Андрей Петрович позаимствовал у Андрея Арсеньевича прием с «Охотниками», но в отличие от Маэстро, у Звягинцева сцена имеет совершенно конкретный четкий смысл: участники поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» ищут пропавшего мальчика Алешу.
Фильм «Нелюбовь» смотришь, не отрываясь, а эмоции внутри бушуют. А какой смысл отсылки к Брейгелю в картинах Тарковского?
Очень просто. НИКАКОГО.
6. Сюжет.
К сожалению, для меня так и не осталось непонятным: какие цели ставил океан Соляриса, посылая на станцию антропоморфных существ, извлеченных из подсознания героев? Ну чего хотели добиться на планете? Свести исследователей с ума? Уничтожить их? Изгнать?
Дам вам отличный совет. Не благодарите. Посмотрите великолепный фильм Дмитрия Астрахана «Четвертая планета». Это адаптация «Марсианских хроник» Рэя Бредбери, а сюжет сильно напоминает «Солярис».
!!!Дальше будет спойлер!!!
В «Четвертой планете» все предельно ясно. Обитатели Марса встретили космонавтов с Земли, почувствовали от них угрозу и создали такую реальность, которая позволила бы убить опасных пришельцев. Ведь на Марсе, как известно, нет ни жизни, ни воздуха.
Итог был разным для всех астронавтов. Двое догадались, в чем дело, и улетели, а третий остался умирать на Марсе, погруженный в блаженные галюциногенные сны и так и не поняв, что с ним произошло. Пересказ «Соляриса», вот только кино в 100 раз талантливее и смотреть его в 1000 раз интереснее.
7. Реакция зрителей.
Здесь я просто приведу ваши комментарии — читателей Дзен и моего канала. Самые некрасивые слова вырезаны.
*
*
При просмотре «Соляриса» мне так и осталось непонятным: кто и зачем в СССР дал деньги на это беспомощное нудное кино?!