Игорь Масленников любил этот фильм больше всех «Шерлоков Холмсов вместе взятых»

Сорок два года назад, в конце февраля 1982 года, на киностудии «Ленфильм» начались съёмки художественного фильма «Пиковая дама». Легендарную пушкинскую повесть режиссёр Игорь Масленников решил снять в перерыве между своими знаменитыми фильмами о Шерлоке Холмсе.

На премьере фильма режиссер сказал, что это была его давняя мечта. В нашей культуре так сложилось, что легендарная опера Чайковского на многие десятилетия заслонила собой первоисточник, исказив при этом не только характеры героев, но даже их имена. Так как Масленников всегда старался снимать свои фильмы максимально близко к литературным произведениям, ситуация с «Пиковой дамой» многие годы его угнетала. Он решил исправить её и очень бережно донести до зрителей первоначальный замысел Пушкина.

Картина у Масленникова получился в истинном пушкинском духе и на том хорошем русском языке, каким всегда славились все произведения великого классика.

Хотя лично мне в этом фильме не хватило Версальских приключений графини, которые в повести занимают важную часть повествования и являются той необходимой подводкой читателей, что бы понять сущность старой графини на склоне её лет.

Ведь для современников Пушкина восемнадцатый век был «великой стариной», какой для нас сегодня является даже не двадцатый век, а век девятнадцатый! Эпоха Екатерины Второй оставила в истории России слишком яркий след. Поэтому такие персонажи, как графиня Наталья Петровна Голицына (1744-1838), ставшая одним из основных прототипов Пиковой Дамы, и молодость которой совпала с расцветом той великой эпохой, у современников Пушкина вызывала очень смешанные чувства. Это были одновременно и раздражение, и зависть.

Раздражение, потому что графиня и её пожилые сверстники считали наступившую современность серой, скучной и недостойной. И им было с чем сравнивать.

Зависть – потому что ровесники Пушкина родились позже той грандиозной эпохи. И они это хорошо осознавали. По большому счёту, конфликт этих очень разных поколений и показан в знаменитой пушкинской повести.

В «Пиковой даме» режиссёр задействовал многих актёров из своих фильмов о Шерлоке Холмсе, так как не захотел тратить время на поиски новых исполнителей. Позже он признался, что, снимая эти фильмы, он мысленно подобрал из уже имеющихся актёров почти всех исполнителей для будущей «Пиковой дамы».

В отличие от оперы, фильм получился более динамичным и захватывающим. Роль исполнили: Виктор Проскурин, Елена Гоголева, Ирина Дымченко, Алла Демидова, Виталий Соломин, Иннокентий Смоктуновский, Константин Григорьев, Александр Захаров и др.

Что интересно, сам режиссёр считал этот фильм лучшим в своей карьере и ставил его выше не только популярной в народе «Зимней вишни», но и всех фильмов о Шерлоке Холмсе. В этом он признался в 2012 году на своём 80-летнем юбилее, сказав:

«Немного жаль, что именно Шерлок Холмс стал моей визитной карточкой. Работа была, конечно, интересной, но одна «Пиковая дама» принесла мне больше удовлетворения, чем все эти «Шерлоки Холмсы» вместе взятые».

Великого мастера кино не стало в 2022 году, на 91-м году жизни. Многие его фильмы навсегда вошли в Золотой фонд отечественного кино, среди которых, безусловно, и «Пиковая дама».

Оцените статью
Игорь Масленников любил этот фильм больше всех «Шерлоков Холмсов вместе взятых»
Ученица начальных классов бесследно исчезла по пути из школы домой. И это стало началом семейного кошмара