«Именно этой женщине я обязан успехом. Но речь не о Тереховой…». О ком рассказал режиссёр Ян Фрид после премьеры фильма «Собака на сене»

Многие известные кинорежиссёры стояли к ней в очереди, а знаменитый режиссёр Ян Фрид начинал работу над новым фильмом только при условии наличия в его съёмочной группе Татьяны Евгеньевны Острогорской.

После премьеры фильма «Собака на сене», которая прошла с большим успехом, Фрид в интервью сказал корреспонденту «Советского экрана»:

«…Именно этой женщине я обязан успехом. Но речь идёт не о Тереховой, которая блистательно сыграла свою роль и о которой вы сейчас, наверное, подумали. Речь о моем друге и очень талантливом человеке — художнике по костюмам Татьяне Острогорской».

Действительно, вспоминая такие известные фильмы Яна Фрида, как «Прощание с Петербургом», «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Сильва», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф» и другие, перед глазами встают очень красочные образы героев и героинь в фантастически красивых нарядах! Которые выделялись не только изяществом и изысканностью, но и своей исторической достоверностью.

Татьяна Острогорская родилась в 1918 году в Екатеринославле. Училась в художественном училище в Ленинграде. В штат «Ленфильма» была зачислена сразу после войны. У Татьяны Острогорской удивительным образом сочетались два таланта. Она прекрасно рисовала эскизы к фильмам, от которых кинорежиссёры просто не могли отвести глаз. И что самое важное, потом она воплощала эти эскизы в реальные костюмы актёров, которые получались ещё прекраснее эскизов.

Маргарита Терехова о съёмках в фильме «Собака на сене» вспоминала:

«Художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса! Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут… Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани…»

Творческий союз Яна Фрида и Татьяны Острогорской зародился в 1967 году на съёмках фильма «Зелёная карета».

С тех пор Фрид снимал свои фильмы только с Острогорской. Если та была занята в других картинах или в театре, он переносил съёмки своих фильмов и терпеливо ждал, когда у художницы появится время.

Татьяна Евгеньевна работала над циклом фильмов о мушкетёрах режиссёра Юнгвальд-Хилькевича, готовила костюмы для знаменитого фильма «Демидовы» с Евстигнеевым и Спиридоновым, наряжала героев и более современных сюжетов в фильмах «Белые ночи» и «В старых ритмах». Но особая любовь у Острогорской была к европейским костюмам прошлых веков. И она была одним из лучших экспертов страны в этой области.

Чтобы добиться достоверности, она буквально под микроскопом изучала мелкие детали одежды на картинах великих художников. Много времени проводила в Эрмитаже и в других музеях.

У неё всегда с собой был маленький блокнотик и карандаш, куда она сразу же заносила интересные детали и находки.

Многие её работы (эскизы и костюмы) сегодня сами стали музейными экспонатами.

Татьяна Евгеньевна не смогла принять развал СССР. Далёкая от политики женщина интуитивно понимала, что добром это не закончится. Она часто ездила в командировки на другие киностудии, и в конце 80-х стала замечать, как в союзных республиках чахнут некогда богатые студии, а высококвалифицированные специалисты уходят торговать на рынки, чтобы прокормить свои семьи.

Она также замечала, как резко упало качество снимаемых картин, в которых режиссёры уже не заботились о костюмах, декорациях и гриме актёров. Кинематограф деградировал и искусство в фильмах заменила коммерческая выгода. Незадолго до смерти она поделилась своими грустными мыслями с Яном Борисовичем Фридом, о чём позже он и поведал журналистам.
В 1992 году у Татьяны Евгеньевны обострились хронические болезни, и в мае 1993 года она скончалась. Ей было 74 года. А ведь для художника это возраст расцвета.

7 декабря, исполнилось 105 лет со дня рождения этой замечательной женщины. Она заслуживает того, чтобы любители кино о ней знали и помнили.

Оцените статью
«Именно этой женщине я обязан успехом. Но речь не о Тереховой…». О ком рассказал режиссёр Ян Фрид после премьеры фильма «Собака на сене»
«Город принял» — добрый детектив о советской стабильности