Интересная деталь сразу в двух фильмах Эйзенштейна

Сразу в двух фильмах Сергея Эйзенштейна – «Александр Невский» (1938) и первая серия «Ивана Грозного» (1944) есть одна общая деталь, кажущаяся несущественной. Вместе с тем, это занимательно. Я в своё время обратила внимание на фасон причёсок у Василисы и Ольги из «Александра Невского», а потом на убор царицы Анастасии в «Иване Грозном». В обеих кинокартинах косы весьма странно расположены.

Уже в 1990-х годах я посмотрела шедевр Фрица Ланга «Нибелунги» (1924), хотя его «Метрополис» (1927) нравится мне гораздо больше. Однако средневековая сага тоже впечатлила. И вот, что интересно – такие косы были у тамошней Кримхильды. Фильм Ланга – эффектная стилизация, там нет ничего аутентичного. Это – фэнтези, говоря современным языком.

Но вот эти длинные косы, закреплённые по бокам – это прямо-таки визитная карточка героини. Эйзенштейн не просто смотрел все фильмы Ланга – он в 1929 году совершил настоящий тур по городам Европы и Америки (побывав также и в Голливуде). Кроме этого, советскому режиссёру показали процесс съёмок «Метрополиса» на студии UFA в Потсдаме. Эйзенштейн был очарован декорациями и поражён масштабами!

Эйзенштейну очень нравилось всё, что делает Фриц Ланг (который, кстати, уехал из Германии, когда к власти пришёл Адольф Гитлер, хотя, никаких оснований вроде бы не было – Гитлеру тоже нравились фильмы Ланга. Но зато Лангу не нравился Гитлер, что для искусства гораздо важнее!) Помимо всего прочего, Эйзенштейн в 1940-м поставил оперу Рихарда Вагнера «Валькирия» в Большом Театре, но в 1941 году она была снята с репертуара. Причина — понятна, да?

 

 

В общем, эти чудо-косы, с которых я начала свой поток сознания, имели отсылку исключительно к «Нибелунгам» Фрица Ланга, и ни малейшего отношения к русской или же немецкой средневековой эстетике. Это всё невероятно красиво, но девушки в «Александре Невском» носят колты – подвески к головным уборам вовсе не так, как их носили древнерусские женщины! И кокошник у царицы Анастасии больше напоминает уборы сказочных красавиц.

Надо ли говорить, что тевтонские рыцари не могли быть …гладко выбриты. Они носили бороды! В польском фильме «Крестоносцы» (1960), поставленном по роману Генрика Сенкевича, тевтонские захватчики — бородаты.

Тогда как типажи, явленные в «Александре Невском» — это больше напоминает эпоху Ренессанса (типажи для Рафаэля), ну, или бургундские моды конца XV века. Но фильмы эти мы любим за другое!

Источник

Оцените статью
Интересная деталь сразу в двух фильмах Эйзенштейна
Лина Бракните: почему «девочка-кукла», сыгравшая Суок, так мало снималась?