Интересная сцена у дома Кати Снегирёвой в фильме «Афоня», которая открыла мне глаза на смысл картины

Я пересматривал фильм «Афоня» бесчисленное множество раз, с какого-то момента уже вообще сбился со счёта. И каждый раз после очередного просмотра передо мной словно бы открывались все новые скрытые детали так называемого «визуального повествования», когда тебе не говорят мысль напрямую репликами или монологами героев, а доносят через определённые образы.

Однако сколько бы раз я не смотрел этот гениальный фильм, никак не мог уловить смысла одной сцены. Помните, когда Борщёв и Катя болтают у неё дома? Между ними происходит один крайне занимательный диалог:

« – Афанасий, Вы только не расстраивайтесь! Я уверена, у Вас всё будет хорошо. Главное, чтобы сам человек был хорошим, а ошибки всегда можно исправить. Главное за ум взяться. Если бы я знала, что Вы придёте, сделали бы пирог с грибами. Вы же любите пирог с грибами?

– Катерина, а ты бы за меня замуж пошла?

– А разве Вы меня любите?»

Полагаю, объяснять смысл этого разговора не имеет особого смысла. Очевидно, Афоня не испытывает по отношению к Кате никаких чувств. Для него она лишь способ забыть свою «любовь» к Елене Орловой из 38-й квартиры, воспользовавшейся чувствами сантехника ради личной выгоды. С другой стороны, не тем же самым сейчас занимается Борщёв, пытаясь утешить своё самолюбие за счёт чувств Кати?

Вряд ли Афанасий насколько слеп, что не замечает, как Снегирёва на протяжении всего фильма смотрит на него влюблёнными глазами. Скорее он намеренно игнорирует её, ведь Борщёву она неинтересна. При этом зачем отказывать ей напрямую, если всегда будет к кому пойти домой и послушать лестные речи в свой адрес? Такой уж человек наш Афанасий Николаевич.

С самим диалогам всё предельно понятно, мы здесь и собрались не совсем ради него, а для обсуждения другого момента. Здесь же, пока Катя обдумывает свой ответ, нам как бы невзначай показывают белую лошадь с телегой.

Поначалу я вообще не придал особого значения этому фрагменту. Просто переход и не более того, но, как оказалось, этот эпизод далеко не так прост, как могло показаться на первый взгляд.

Обратите внимание, что лошадь с телегой выезжает из стороны церкви. Было бы логично предположить, что в этой повозке должны быть молодожёны. Как минимум из-за церкви и благородного белого скакуна, ведущего семейную пару в новую счастливую жизнь.

Как раз отлично вписывалось бы в сцену, не правда ли? Только вот, если тщательно всмотреться в этот кадр, то никаких молодожёнов вы там не увидите. И в чём же тогда истинный смысл сцены с лошадью?

Вообще, со слов режиссёра Георгия Данелия, изначально вместо лошади с этой горки должны были спускаться молодожёны. То есть, моя первая догадка оказалась почти верной. Просто свадебное платье забыли в Москве (напомню, сам фильм снимали в городе Ярославль).

Возвращаться в столицу ради одной сцены смысла не было, поэтому её решили просто исключить. Пока оператор Сергей Вронский не заметил, как лошадь тащит с холма телегу с бочками и словно идёт прямо со стороны церкви. Режиссёр, внезапно, согласился, но почему?

Потому что эта сцена символизирует взаимоотношения между Катей и Афанасием. Борщёв совсем не примерный муж. В сцене его знакомства с Колей (сыгранным Евгением Леоновым) он не только уговаривает приличного мужчину напиться посреди глубокой ночи, а ещё и приходит домой, где его ожидает некая Тамара.

Нам напрямую не говорят об отношениях между Афанасием и Тамарой, женаты они, встречаются или просто соседи? На самом деле, это не так важно. Самое главное – демонстрация эгоистичного и безразличного поведения Борщёва.

Теперь представьте на месте этой девушки Тамары нашу милую очаровательную Катю. Это сейчас она смотрит на Борщёва влюблённым взглядом, видит в нём хорошего человека. Он просто немного потерялся на своём жизненном пути, а Снегирёва всеми силами пытается ему помочь, буквально вытаскивая на своих плечах – прямо как лошадь тащит телегу.

Самое интересное, что вся эта очень символическая сцена получилась абсолютно случайно. Её не было в сценарии, она родилась спонтанно прямо на месте съёмок. Думаю, оно даже к лучшему, ведь запланированная изначально сцена с молодожёнами не выглядела бы столь же интересно и метафорично. А так, стоило только немного подумать, и эта сцена сразут же открыла мне глаза на смысл картины.

Оцените статью
Интересная сцена у дома Кати Снегирёвой в фильме «Афоня», которая открыла мне глаза на смысл картины
Юрий Белов. В тисках одного амплуа