Уже пару лет читатели задают мне один и тот же вопрос: «так почему же Василий Алибабаевич занимал козырное место у окна?» Ведь логично же, что самый авторитетный в камере — вор Никола Питерский. Чтобы разрешить эту загадку, давайте обратимся к кастингу на роль Василия Алибабаевича. Это были самые трудные пробы в ходе работы над «Джентльменами удачи». Слишком нестандартный и оригинальный персонаж. К тому же, для него обязательна была не совсем русская внешность. Поэтому, рассматривали Спартака Мишулина.
Фрунзика Мкртчяна.
И Владимира Этуша.
Согласитесь, все трое выглядят намного серьезнее и брутальнее, чем комичный и даже немного жалкий Раднэр Муратов! И любой из троицы прославленных актеров намного больше бы монтировался с образом серьезного уголовного авторитета, чем щупловатый Муратов. Иными словами, Мишулин, Мкртчян и Этуш походили бы скорее на вора в законе, чем на мелкого жулика, которым Василий Алибабаевич представлен в фильме.
Теперь переходим непосредственно к сцене в камере. Имеется четыре версии, почему же у окна ночевал именно Вася.
Версия первая: из окна дуло, а ночи в Средней Азии холодные. Следовательно, место было не таким уж хорошим.
Версия вторая: у Николы Питерского через щеку шрам. Поговаривают, что так в местах лишения свободы метили стукачей. Чтобы другие заключенные знали, что доверять этому человеку нельзя. Выходит, Никола был вовсе не авторитетным человеком.
Версия третья: Никола Питерский из Ленинграда и сидел очень далеко от дома. А Василий Алибабаевич явно местный, и «по блату» попал в колонию, где и родственникам проще приеахать, и посылочку передать, да и вообще все свои. Поэтому, именно в конкретной тюрьме Вася был более авторитетным человеком, чем «залетный» уголовник из «Питера». Однако против этого объяснения говорит вот какой факт. Доцент обозвал Васю «петух гамбургский». Страшное оскорбление! Но Василий Алибабаевич смолчал, и никак не отомстил. Получается, он и в самом деле был не очень уважаемой личностью в камере.
Версия четвертая: Вася занял место у окна чтобы было смешнее и чтобы цензоры точно пропустили комедию на экраны. В 1970-е годы тюремная тема была не слишком популярна в советском кино. Фильмы вроде «Беспредела» в то время были немыслимы. Не просто так авторам «Джентльменов удачи» пришлось заменить «редиской» слово на букву П (не могу его здесь вставить, потому что Дзен мне однажды ограничил за него статью). И потому мелкого жулика Василия Алибабевича поместили у окна, а матерого уголовника Николая — нет. Перевернуть все с ног на голову и добавить юмора — вот какой была задача Александра Серого и Георгия Данелии.
А вы как думаете, почему место у окна занимал именно Василий Алибабаевич?