Да-да. Я в курсе, что «всем надоели разборы этого фильма» и что по количеству зрительско-блогерско-социологических интерпретаций эта новогодняя история должна быть занесена в Книгу рекордов Гиннеса (о похождениях Жени Лукашина в городе на Неве рассуждают в своих интернет-статьях даже священники).
Так вот, несмотря ни на что, хочется ещё разок глянуть на персонажей с определённого ракурса.
Свойство «Иронии судьбы…» (1975) в том, что эта комедия указывает на болевые точки, но делает это не менторским тоном, и потому людям не больно, а, скорее, …тепло. Так вот, автор В деталях. О кино пишет, что Женя с Надей не смогут быть вместе потому, что она – попросту неряшлива в быту.
Она – растрёпа. Она шастает по квартире в сапогах, тогда как Женёк, даже в состоянии алкогольного недоумения снимает ботинки и уже тогда вваливается в комнаты. Также автор сравнивает обе квартиры новосёлов – у Жени всё по полочкам, а у Нади всё ещё коробки.
Да, мировая мама тут ни при чём – Женя сам аккуратист. Врач же! Помните, как он, буквально на автомате, вымыл за собой посуду, а Наденька была приятно удивлена? Так о чём я хотела бы побеседовать?
Учительница Шевелёва (кстати, наверняка, постоянно забывает проверить диктанты и сочинения, знаю таких!), …полагая, что в лице доктора Жени узрела нечто, противоположное Ипполиту, нашла себе Ипполита-2. Просто у них оперение разное.
Уж кто-кто, а Лукашин будет гораздо более едким критиком Надиных несовершенств, чем Ипполит Георгиевич – неумелой стряпни, разбросанных вещей, таких же разбросанных мыслей. Пилить будет с наслаждением.
Нам постоянно транслируют, что Ипполит – кремень и жесть, а Лукашин – свободный пламень. Да они оба – чётко и точно мыслящие мужчины, которым не по душе всякая пустая бессмыслица. Точней, они могут её (бессмыслицу) терпеть весьма недолго.
Если Женя поёт под гитару и способен раз в год упиться в хлам, это не значит, что он – романтический вечно_пацан, бегущий навстречу неизведанным приключениям. Он — самый правильный из своих друзей.
Иное дело, что он имеет возможность быть инфантильным и где-то расслабленным, так как за ним всё ещё надзирает маман, а вот Ипполит, судя всему, живёт без родителей очень давно.
По факту, у героев Юрия Яковлева и Андрея Мягкова общего гораздо больше, чем различий. И обоих раздражает Надя. Смотрите — Лукашин с первого захода принимается за критику Надиной «хозяйственности». Что же дальше-то будет, когда гормоны успокоятся и страсть утихнет?
Ипполит, как мне кажется, был даже сдержаннее поначалу, а «ты — безалаберная, непутёвая!» он произносит после нескольких месяцев общения, накануне вступления с ней брак. И заметно, что ему не очень хочется этого союза.
Просто – пора, он и так долго ходил к этой блондинке (по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, написанной ещё в 1960-х, Ипполит – босс в сфере науки, а советским начальникам положено быть семейными, конечно, это было негласным правилом, но имело место).
Да, ещё момент. В жизни Шевелёвой был ещё женатый кавалер, причинивший ей муку – любил её, но разводиться не собирался. Вот он их той же «линейки», что Ипполит и Женечка. Благонравный, размеренно живущий, знающий, что есть семья, но есть и возлюбленная по определённым дням.
Так что Наде и с Женей будет плохо, если он, конечно, соберётся с силами и женится на красивой растрёпе. А …ей и не надо никакой свадьбы. Подсознательно Шевелёва больше всего страшится образа домашней клуши, умеющей готовить заливную рыбу.