Ирина Юрьевна по праву носит звания Заслуженной и Народной артистки России, она органична в любой роли, её обожают зрители разных поколений, и готовы смотреть любой, даже самый слабый фильм или спектакль, если в нём играет Розанова.
Она сыграла множество самых разноплановых ролей, но для многих продолжает оставаться обаятельной Симой-Гулливер из российско-шведской драмы Петра Тодоровского «Интердевочка». Интересно, что Ирина умоляла дать ей главную роль, но режиссёр, учитывая рост актрисы (180 см) и аппетитные формы, сказал: «Нет! Если таких женщин начнут увозить из страны, никто мне этого не простит».
Родилась будущая актриса в Пензе, а выросла в Рязани, куда вскоре после её рождения переехала семья. Её родителей, актёров Юрия Розанова и Зою Белову, пригласили в труппу Рязанского драматического театра, и они часто брали с собой на репетиции и выступления детей, Ирину и Павла. Детство девочки прошло за кулисами и с 5-ти лет она уже сама выходила на сцену, им с братом нередко доставались небольшие роли.
Розанова училась в музыкальной школе, а потом в училище, музыку она любила, но понимала, что больших успехов вряд ли сможет добиться – это был очень тяжёлый труд. К тому же она не представляла для себя жизни вне театральной сцены и после получения школьного аттестата отправилась в Москву и подала документы в знаменитую Щепку.
Однако с первого раза поступить не удалось – Ирина провалила экзамены не только в этом, а и в нескольких других ВУЗах, пришлось возвращаться домой. Мама устроила её в свой театр помощником костюмера, девушка работала и усиленно готовилась к поступлению на следующий год. Ей удалось стать студенткой ГИТИСа, и уже со второго курса участвовать в спектаклях театра им. Маяковского и сниматься в кино. Дебютом для Розановой стала мелодрама «Подружка моя» где она сыграла одну из главных ролей, Люсю.
За время обучения Ирина приняла участие в 15-ти кинопроектах, в том числе в главных ролях, первую известность принесли ей фильмы «Алый камень», «Конец операции «Резидент»», «Жизнь Клима Самгина», «Где находится нофелет?», «Семь дней Надежды». Но по-настоящему знаменитой она стала после выхода на экраны «Интердевочки» — актрису узнавали на улице, просили автографы, присылали мешки писем.
Наступили лихие 90-е, но у Розановой, в отличие от других актёров, не было проблем с работой – она продолжила много сниматься, её фильмография за эти непростые годы пополнилась ролями в таких картинах как «Плащаница Александра Невского», «22 июня, ровно в 4 часа…», «Анкор, ещё анкор!», «Маленький гигант большого секса», «Помнишь запах сирени…», «Личная жизнь королевы», «Зона Любэ», «Прохиндиада», «Петербургские тайны», «Дети понедельника», «Ворошиловский стрелок», и многих других.
Популярность Розановой росла, параллельно со съёмками в кино она выходила на сцену театров «На Малой Бронной», «Человек», «Ленком», а с начала нового века стала играть в основном в антрепризных спектаклях, так как занятость в кинематографе ещё возросла, и ни времени, ни сил на репертуарный театр уже не оставалось. К тому же у актрисы была очень бурная личная жизнь, которая тоже требовала определённых затрат энергии.
Впервые Ирина вышла замуж ещё в ГИТИСе, её избранником стал однокурсник Евгений Каменькович, ставший впоследствии известным режиссёром. Но счастливая семейная лодка разбилась о быт – не было жилья, ютились в крошечной комнатке в институтской общаге. К тому же Розанова ещё в студенческие годы стала успешной, узнаваемой актрисой, и молодой муж страдал профессиональной ревностью. Через два года супруги развелись.
После развода Ирине приписывали множество служебных романов – начиная с Петра Тодоровского, который был старше девушки на 36 лет, и заканчивая Александром Абдуловым, с которым она работала в «Ленкоме». Сама актриса не любит говорить о личной жизни, никогда не раскрывает никаких подробностей, и вся информация, которая появлялась в прессе, исходила от её бывших мужчин. Лишь предполагаемый роман с Абдуловым она категорически отвергла:
«Да какой Абдулов! Абдула был офигенным другом и как мужика я его совсем не воспринимала — не люблю красавчиков!»
В 1990 году на съёмках фильма Дмитрия Месхиева «Гамбринус» у Розановой начался роман с режиссёром, который был тогда женат на дочери Ильи Авербаха, Марии, и воспитывал маленького сына. Чувства у обоих вспыхнули нешуточные и ради Ирины Дмитрий ушёл из семьи. Некоторое время они жили вместе, но в те годы актриса была уже очень популярной, не смогла справиться с обрушившейся на неё славой и вниманием поклонников, пристрастилась к алкоголю.
«Может, оттого, что передо мной в театре прошло слишком много изломанных судеб. Эта профессия развратна. Она развращает прежде всего душу, мозги. Удержаться, устоять и выжить в ней очень сложно» — признавалась актриса.
Первое время Месхиеву было с ней весело и интересно, но всё чаще вечно пьяненькая женщина его раздражала, потом он пробовал бороться с её дурными привычками, но в итоге всё бросил и вернулся к жене. А вскоре Ирина познакомилась на кинофестивале «Кинотавр» с продюсером и бизнесменом Тимуром Вайнштейном, и вышла за него замуж. Пара не только расписалась в ЗАГСе, но и обвенчалась в Израиле, и первые годы была очень счастлива.
В этом браке Розанова наконец смогла осуществить свою давнюю мечту – забеременела, но, к сожалению, выносить ребёнка не смогла. Поздний выкидыш стал трагедией для обоих супругов, но вместо того чтобы объединиться и пережить это горе сообща, они стали отдаляться друг от друга, замкнулись каждый в себе, и через какое-то время расстались.
Третий раз актриса собралась замуж в 2000-м за кинооператора Григория Беленького, с которым познакомилась ещё на съёмках комедии «Дети понедельника», где играла главную роль. Они поженились и сыграли две свадьбы – первую для коллег и друзей на даче Эльдара Рязанова, любимого режиссёра обоих супругов, и вторую — для родственников в родном городе Ирины, Рязани. Они очень любили друг друга, но прожили всего 6 лет, со временем разногласия в быту стали невыносимыми, и лучшим выходом стал развод.
«Я, по сути, никогда не была замужем – за мужем. Разве что только первое время, а потом я просто понимала, что мне надо идти вперёд. Я всегда была, наверное, больше дружбаном, не умела говорить слово «Дай», как должна научиться говорить любая женщина. Моя мама мальчика хотела, поэтому я своим мужьям всегда говорила: «На!» — откровенничала актриса.
В 2006 году на съёмках криминального фильма «Танкер Танго» Розанова познакомилась с режиссёром картины Бахтиёром Худойназаровым, который стал её самой большой любовью. Тогда мужчина уже жил на 2 страны, жил и работал в Берлине, многие свои фильмы снял в Москве. У них был гостевой брак, который очень устраивал режиссёра, но не совсем подходил Ирине, она не хотела надолго разлучаться с объектом своей любви.
Так и летали они друг к другу несколько лет, часто вместе проводили свободные недели, путешествовали. Говорили, что Бахтиёр не раз предлагал актрисе руку и сердце, он женился почти на всех своих женщинах, так же, как и бывший возлюбленный Розановой, Месхиев. Но она отшучивалась, что не хочет больше пачкать штампами паспорт, а потом Худойназаров изменил Ирине с другой актрисой, Татьяной Лютаевой, и их гостевой брак закончился.
Когда в 2015 году у режиссёра диагностировали цирроз печени, Ирина вновь прилетела к нему в Берлин – хотела быть рядом с любимым человеком до самого его последнего дня. После похорон Бахтиёра её ни разу не видели с новыми кавалерами, она с головой ушла в работу, отдавала каждую свободную минуту родным людям – брату Павлу, племянницам, которых любит как дочерей, и их детям, которых обожает как внуков, вновь увлеклась живописью. Ирина Юрьевна мечтает в старости жить в домике у моря и писать картины.
Она ни о чём не жалеет и никого не винит в том, что сейчас её семейная жизнь не устроена, и так и не получилось родить своих детей. Розанова очень добрый, чуткий и душевный человек, у неё много друзей, даже со всеми своими бывшими она смогла сохранить тёплые, доверительные отношения.
«Я ни про кого из своих бывших мужчин не скажу плохо, все они мои друзья, мои родственники, моя судьба. А ругать свою судьбу и плакать я не собираюсь. Боже, у меня такая книга жизни! Сама себе завидую» — делится актриса.
Сейчас она продолжает оставаться одной из самых востребованных, снимаемых режиссёрами и любимых зрителями актрис современности, фильмография Ирины Юрьевны уверенно приближается к двум сотням фильмов и сериалов, её благодарят за гениально созданные образы на экране, и на театральной сцене, и с нетерпением ждут появления в новых ролях.
В этом году Розанова занята сразу в 9-ти кинопроектах — поклонники уже могли увидеть Ирину в главных ролях в фильмах «Самка богомола» и «Небесная команда», значимые роли были у неё и в картинах «Несломленная», «Всё как у людей», «Будь моим Кириллом» и «Love».
В настоящее время актриса работает над лентами «Отец Сергий», «Красная шапочка. Тайна последнего Волкобоя» и «Предпоследняя инстанция» — все они пока находятся в производстве и выйдут на экраны уже в начале 2022-го года.