Ирония судьбы… Рязанов: -Ради такого стоило работать в кино. Как фильм спас жизнь 5-летнему Павлику

1 января 1976 года миллионы советских граждан впервые увидели фильм Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” Люди наизусть знают этот фильм, но все равно смотрят. А значит, это кино живое. Секрет долгого успеха кажется очень простым. Эльдар Рязанов снял немало кинохитов, и везде он старался сказать главное: Кино должно быть добрым.

После выхода фильма на экраны режиссера стали называть главным киносказочником. Однако «Ирония судьбы» — не просто сказка о любви незадачливого доктора и учительницы.

“Драгоценный Эльдар Рязанов. Вы спасли жизнь моему сыну. Очень прошу, дочитайте письмо до конца. Тогда Вы поймете мою благодарность и Вашу большую роль в этой истории….” Это письмо от неизвестной женщины Рязанов получил в середине 80-х годов.

Женщина из Алма-Аты рассказала удивительную историю, как фильм “Ирония судьбы” спас жизнь ее маленькому сыну Павлику.

Это письмо режиссер бережно хранил, а близким друзьям признавался: Вот ради такого стоило родиться и работать в кино.

Повторить судьбу “Иронии…” пытались не раз. В прокат выходили десятки новых фильмов, но занять место главного новогоднего шлягера ни один из них так и не смог. Фильм легко прошел сквозь время, не превратился в унылую киноклассику, а остался современным.

Всем актерам, которые снялись в этой картине, фильм принес огромную популярность. “Ипполит” не раз вспоминал о народной любви, которая обрушилась на него. “Мне сочувствовали все: дворники, продавцы, водители такси. Меня все жалели. Меня все любили. Мне все говорили, как нехорошо эти двое со мной поступили. Это же надо было постоять в пальто и шапке под душем — и такой успех”.

Но для одного актера этот фильм оказался роковым. В 2017 году исполнитель главной роли Андрей Мягков удивил всех неожиданным признанием. Он публично говорил, что этот фильм испортил его карьеру. Что все начали воспринимать его только как Женю Лукашина. В голосе Мягкова звучала обида.

Рязанову неоднократно предлагали снять продолжение своего бессменного хита, но он всегда упрямо отказывался. В 2006 году он все-таки уступил и снял ремейк. Но другой своей картины. “Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя” даже близко не повторил успех оригинала.

Последние 20 лет, когда Рязанов еще активно работал, он снимал картины, которые сильно отличались от его знаменитых кинохитов: “Гусарской баллады”, “Иронии судьбы”, “Служебного романа”. Теперь это были социальные драмы, сложные трагикомедии и не всегда со счастливым концом.

В это трудно поверить, но никто из актеров и членов съемочной группы не предполагал, что “Иронию судьбы” ждет феноменальный успех. Крепкая проходная картина, не более.

Новогодний фильм даже снимался при полном отсутствии снега. Когда 20 января съемочная группа приехала в Ленинград, в городе не оказалось ни одной снежинки. Создавать снежный пейзаж пришлось с помощью нафталина и ваты. Чтобы изобразить вьюгу, запускали машины с искусственным снегом. Еще нужно добавить к этому жуткий холод и ветер, который дул с Невы.

Так что атмосфера на съемках никому не казалась волшебной. Картина была полностью смонтирована и озвучена к июню 1975 года. Следующие полгода она должна была спокойно лежать на полке в ожидании новогодней телепремьеры. Но спокойно не получилось.

Когда Рязанов услышал от чиновников, что картину хотят списать в убытки, у него земля ушла из-под ног. Подобная практика в то время применялась к фильмам, которые официально были признаны художественной неудачей, серьезными идейными ошибками.

Именно в это время руководство страны решило начать борьбу с пьянством. Не так активно, как Горбачев, но все же решили, что трезвость — норма жизни. Под ту норму решили актировать и “Иронию судьбы”, как фильм, пропагандирующий алкоголизм.

Сюжет “Иронии судьбы” родился из анекдота. Однажды Рязанову рассказали, что под Новый год один человек отправился в баню, а после нее зашел в гости к своим друзьям.

-В компании был шутник, который сказал: «Давайте отвезем его на вокзал. И засунем его в поезд«.

Они тоже были подвыпившие. Они повезли этого бедного человека, дали десятку проводнице, взгромоздили в общем вагоне на третью багажную полку. Он спал. У человека был портфель с веником, который он обнимал. И поезд пошел из Москвы в Киев.

Мужчина проснулся, когда поезд подходил к Киеву. У него было 15 копеек, портфель с грязным бельем и веник. Вот это мы знали. А дальше смотрите “Иронию судьбы”. Во что это вылилось.

Эльдар Рязанов.

Вместе с соавтором Брагинским Рязанов написал пьесу под названием “С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь”. Шесть лет пьеса с аншлагом шла в областных театрах по всему Советскому Союзу. Вот почему в успехе картины Рязанов не сомневался. Но ему неожиданно отказали.

Председателю Госкино Филиппу Ермашу история про похождения подвыпившего доктора совершенно не понравилась. А руководство ”Мосфильма” и вовсе возмутилось, получив предложение снять на основе водевильной пьески двухсерийную картину.

А вот глава Гостелерадио Сергей Лапин дал картине зеленый свет, не задумываясь. В те годы руководители двух ведомств: Госкино и Гостелерадио — не упускали случая сделать что-то в пику друг другу. Чиновники Госкино желали Рязанову провала на телевидении.

Когда пошли слухи, что картину не хотят выпускать в эфир, то Председатель Госкино Ермаш, встретив Рязанова в коридорах Мосфильма, не удержался от язвительного вопроса: «Слышал, у тебя большие неприятности с картиной. Она вроде не выходит?»

В тот момент у фильма были все шансы кануть в неизвестность. Если бы это произошло, возможно, спустя десятки лет Мягков не сделал бы таких горьких заявлений. Мягкова называли Рязановским актером. Кроме “Иронии…” режиссер снял его в культовых фильмах “Служебный роман”, “Гараж”, “Жестокий романс”.

Именно Рязанов раскрыл в Мягкове комедийный дар и нашел очаровательное амплуа простака, которая так полюбилась зрителям.

Но когда в 1975 году Рязанов пригласил его на главную роль в “Иронию судьбы”, 38-летний Мягков имел статус серьезного драматического артиста. На сцену театра “Современник” он выходил в спектаклях по произведениям Айтматова, Розова. В кино играл Владимира Ульянова, Алексея Карамазова.

Меньше всего Мягков ожидал, что именно незадачливый Лукашин сделает из него звезду отечественного кинематографа. После “Иронии судьбы” Мягков пытался вернуться к серьезным ролям. Сыграл в фильме “Дни Турбиных”. Но зрительский успех ему приносили только фильмы Рязанова, где режиссер продолжал эксплуатировать образ Жени Лукашина.

Возможно, актерская судьба Мягкова действительно сложилась бы иначе, если бы картина не вышла на экраны. Спасителем картины выступил Леонид Ильич Брежнев. Именно ему Лапин показал многострадальную новогоднюю сказку.

Леонид Ильич картину оценил и приказал выпустить ее, как и было запланировано, 1 января 1976 года. Несмотря на это, на сердце Рязанова было тяжело. Он не лукавил: после того как съемки прошли, он действительно не верил в большой успех картины. Черновой вариант картины без озвучания он показал композитору картины Микаэлу Таривердиеву и барду Сергею Никитину, который пел за Андрея Мягкова.

Оба откровенно сказали режиссеру, что фильм получился на редкость скучным. По “Мосфильму” пошли слухи, что наконец-то Рязанов проваливается.

Рязанов долго не мог найти голос, чтобы озвучить Барбару Брыльску. Его никто не устраивал. Редакторы на студии настойчиво просили попробовать голос Валентины Талызиной. Он сопротивлялся, потому что Талызина играла подругу Нади и у них были общие сцены. Получалось, что Талызина будет говорить сама с собой.

-Наконец он подходит ко мне. Раздраженный. Можно даже сказать, злой. И говорит: “Я не против, чтобы ты озвучивала. Если твой голос подойдет к голосу Пугачевой, пожалуйста, озвучивай».

Когда я озвучивала польскую артистку, я видела, где она не доиграла, где плохо сыграла. И своим голосом все поправляла.

Валентина Талызина.

На следующее утро после премьеры Рязанову позвонили с “Мосфильма” и сказали, что первая телеграмма пришла через две минуты после окончания “Иронии судьбы”. Зрители буквально атаковали киностудию письмами с разных концов страны. Благодарили за фильм. Писали, что обрели, наконец, надежду. Поверили, что в жизни возможны чудеса.

Только за один вечер фильм посмотрели 100 миллионов зрителей. По многочисленным просьбам фильм повторили 7 февраля. Госкино было вынуждено заказать киновариант картины, который с аншлагом показывали по всему Советскому Союзу.

В канун Нового 2000 года в квартире режиссера раздался телефонный звонок, и взволнованный женский голос почти закричал ему в трубку: “Эльдар Александрович! Это я, Татьяна. Благодаря Вашему фильму мой Павлик живет уже 20 лет».

Рязанов в первые секунды опешил. А затем вдруг понял, кто это.

Письмо из Алма-Аты Рязанов бережно хранил с середины 80-х. Тогда Татьяна рассказала, как “Ирония судьбы” помогла спасти жизнь ее сыну.

У пятилетнего Павлика было серьезное заболевание сердца, и требовалась операция в Новосибирске. Сколько времени придется Татьяне с сыном провести там, ожидая операции, неизвестно. А семья небогатая, денег на гостиницу не было. Нужна была помощь. Вот только у кого его просить в чужом Новосибирске?

И тогда она вспомнила историю про незадачливого доктора Лукашина. “В каждом советском городе есть улицы с одинаковыми названиями…” Мама Павлика отправила в Новосибирск три письма с произвольным адресом. В письмах она просила о помощи: сходить в больницу, записать ее сына на прием к врачу.

Ей ответили замечательные люди — Валентина Гавриловна и Георгий Кузьмич Ефтюхины. Пожилые люди, пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны. Они пошли в эту больницу, узнали все про очередь, записались к врачу. Когда очередь подходила, они позвали Татьяну Григорьевну и ее сына Павлика к себе домой.

В письме Рязанову мама рассказала, как сыну успешно сделали операцию. А спустя 15 лет эта история вновь возникла в жизни режиссера. Журналист Александр Казакевич разыскал в Казахстане Татьяну и ее сына Павла. Приехал к ним в канун Нового года, и они вместе позвонили режиссеру.

-Я говорю: Наверняка Эльдар Александрович не откажется поговорить с Вами. Он так ценит это письмо, которое Вы ему написали.

И я набрал заветный номер. Эльдар Александрович откликнулся. И они уже говорили друг с другом.

Звучали слова благодарности, на что скромный Эльдар Александрович говорил: -Да что тут. Причем тут мои фильмы. Мне повезло, что у меня такие тонкие, удивительно умные зрители.

Александр Казакевич. Журналист.

Все-таки кривил душой Андрей Мягков, когда говорил, что роль Лукашина ему не нравилась. Ведь это именно Мягков был тем, кто в начале 2000 годов стал уговаривать Рязанова сделать продолжение картины. Режиссером новой картины выступил Тимур Бекмамбетов.

Возможно, Мягкову безотчетно хотелось вернуться в эту картину, которая сыграла удивительную роль в его судьбе и в жизни тысяч людей. Ведь для всех нас “Ирония Судьбы” Эльдара Рязанова уже давно нечто большее, чем просто кино.

Каждый Новый год миллионы людей по традиции собираются у телевизора, чтобы снова увидеть “Иронию судьбы, или С лёгким паром!” И снова поверить в новогоднее чудо, которое им когда-то подарил Эльдар Александрович Рязанов.

Оцените статью
Ирония судьбы… Рязанов: -Ради такого стоило работать в кино. Как фильм спас жизнь 5-летнему Павлику
Судьба актрисы, сыгравшей Лизу в фильме «Ссора в Лукашах». Галина Теплинская